Метаморфозы истории: от придворного художника к домашнему принтеру.

Человеку был всегда свойственен интерес к изображениям, так же как и интерес к музыке и письменности. А поскольку в древности ни о фотоаппаратах, ни о компьютерах ничего не знали, то единственным, кто мог создать трехмерное изображение на плоскости был художник. И ценили художников далеко не только за живописные качества их картин. Даже сегодня, людей чаще интересует не столько то, как изображено, сколько то, что изображено. Ведь, согласитесь, что ценителей живописных качеств картин немного. Это узкий круг людей. Чаще, люди смотрят на то, что изображено на картине. Конечно, профессионально написанная работа, будет приносить эстетическое удовольствие и тем, кто не разбирается в глубинах живописи. Живописные качества произведения будут подсознательно радовать глаз. Однако, это будет для непосвященного зрителя второстепенным. На первый план выходит сюжет картины. Поэтому, живопись в средние века или в эпоху Возрождения, также ценилась не только за живописные характеристики полотен, а за сюжет. За то, что изображено. Наверное, этим же и объяснялось существование класса придворых художников, которые частенько писали портреты королей и членов их семей. А в портрете, в первую очередь ценится портретное сходство и передача характера человека. Вот и получается, что изображение реальных объектов на плоскости холста ценили, в основном, за документальное сходство, а не за экспрессию живописи. Хотя, художественная сторона дела, тоже имела вес. Просто, я обращаю внимание на то, что становится главным у основной массы людей по отношению к изображению вообще, и живописи в частности.

Поэтому, с появлением фотографии, работа художников стала менее значима. Хотя, сравнивать живопись и фотографию нельзя. Это разные вещи. Даже художественная фотография и живопись — это принципиально разные виды творчества. Но, ввиду вышесказанного, в реальной жизни, фотография стала потихоньку вытеснять художников. Преимущество фотографии — фиксировать моменты жизни — стало очень популярным. Фото можно было сделать быстрее, чем написать портрет на холсте. «Щёлк» и готово. Плёночная или аналоговая печать ещё в XX веке была уделом фотоателье и отдельных любителей. В конце же ХХ века стали появляться автоматизированные машины-фотолаборатории, где печать фотографии шла конвеером. Доступность фотографии росла.

С появлением компьютерных технологий, аналогувую печать вытеснила цифровая. Даже цифровые автоматизированные фотолаборатории стали «гаванью», в основном, для профессиональных фотографов. По мере того, как люди стали обзаводиться персональными компьютерами, они стали чаще покупать принтеры. Поэтому, сегодня никого не удивишь фотопечатью на домашнем струйном принтере. Однако, с появлением интернета даже такой вид создания изображений стал уступать фотографии в электронном виде. Люди предпочитают что-нибудь сфотографировать и сохранить на «флешке» или компьютере. А с появлением смартфонов и планшетов этот процесс упростился до максимума. «Сфоткал на телефон» — и разместил где-нибудь в соцсетях. Вот и весь процесс.

Но, в интернете можно встретить не только фотографию, но и старую, добрую живопись. Её документальная значимость теперь перешла к фотографии, а художественная, по-прежнему, и заслуженно принадлежит только ей — живописи.