Цитаты известных людей на тему искусства

«…Начиная с первых годов моей самостоятельной творческой жизни, меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зре­ние, умение передавать моменты дня и характер русской приро­ды. Но особенно сильно увлек меня Левитан с первых годов революции, когда я настойчиво стал отыскивать законы реалис­тического изображения природы в живописи.
Тогда-то, работая в Звенигороде, я стал часто задумываться над творчеством Левитана и долго не мог понять, почему, каким образом Левитан широким мазком свободно, убедительно и со­вершенно материально умел изображать траву, избы, деревья и небо. Отделывая все цветочки, все детали пейзажа, я все-таки не мог никак достичь верной передачи этой материальности раз­ных элементов природы.
Мучительно отыскивая решение этой задачи, я постепенно стал приближаться к истине. Так, однажды, работая над пейза­жем в серый день, я пересветлил общий тон этюда, и как потом ни старался точно передать детали пейзажа, у меня ничего не выходило. Тут я понял, что ошибка заключается в неверно взя­том общем тоне.
Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а об­щим тоном — общее потемнение или посветление природы в со­ответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее тона дня). Живопись — это передача видимого материала тоном плюс цвет. И действительно, проверяя это положение на лучших произведениях русской и иностранной живописи, я убедился, что там, где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо — все живет подлинной полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали. Он уже не так может за­ботиться об отделке, наоборот, достаточно иной раз одного верного пятна, чтобы изображение стало восприниматься как реаль­ный предмет.
Пейзажи Левитана тем и замечательны, что при чрезвычайно широком письме и свободе его техники они удивительно матери­альны, воздушны и правдивы.
Ощущение общего тона картины у Левитана появилось не сразу. В ранних работах Левитана его еще нет. Я думаю, что живое восприятие природы внушал ему не Саврасов, как это обычно говорят (Саврасов сам часто не схватывал общего то­на), а скорее всего Чистяков. Почти все лучшие ученики Чис­тякова— Репин, Серов, Врубель — прекрасно чувствовали общий тон в природе.
Левитан придавал также большое значение рисунку. В своих этюдах Исаак Ильич рисовал сначала тушью контуры пейзажа, стремясь к предельной точности. Левитан знал и часто говорил, что от изменения контура изменяется и тон предмета. Вот по­чему в его работах так редко можно встретить ошибки в рисун­ке, наоборот, они поражают нас точностью форм, правильностью перспективы, верностью пространственного решения.
Отыскав основной закон реалистического изображения в при­роде, я начал думать о методах передачи общего тома в кар­тине. Это, однако, оказалось очень трудным, так как нельзя бы­ло найти первоосновного, так сказать, постоянного, не изменяю­щегося от окружающих условий живописного элемента, своего рода камертона в живописи, сравнивая с которым можно было бы определить силу тона каждого данного предмета в природе.
Однако я писал вечерний пейзаж. …случайно, совершенно машинально поднял руку с горящей спичкой на уровень глаз. Направив спичку на яркое закатное небо, я увидел, что закат по отношению к огню спички стал казаться более темным. Тогда я стал искать, с ка­ким же предметом природы может вообще слиться огонь спички. Оказалось, что он сливается с белой стеной, освещенной солн­цем. Найденный мной «камертон» позволил мне, посредством сравнения его с предметом природы, увидеть все разнообразие тонов и убедиться, что все тона вечера в общем темнее то­нов солнечного дня. Отсюда родилось у меня понятие об общем тоне.
В своей педагогической работе я стараюсь привить ученикам это острое восприятие тона, так как знаю, что человек труднее воспринимает тон предмета, чем цвет. Чтобы убедить учеников, я часто предлагаю им очень простую задачу: определить цвето­вую и тональную разницу двух цветовых точек. Что касается цвета, то он определяется сразу и единогласно, но по поводу тона я получаю всегда чрезвычайно путаные и сбивчивые от­веты.
Левитан в своих работах очень точно, может быть, и созна­тельно, зная этот закон, передавал общий тон в природе, что и давало ему возможность с необычайной правдивостью изображать моменты дня. Все его картины столь разнообразны по общему тону, что мы сразу видим, какой именно день и какой момент дня изображен художником. …»

Н.П. Крымов

«РИСОВАТЬ НАДОБНО УМЕТЬ ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ, ПОТОМУ ЧТО РИСУНОК СОСТАВЛЯЕТ ОСНОВУ ИСКУССТВА; МЕХАНИЗМ СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ ОТ РАННИХ ЛЕТ, ЧТОБЫ ХУДОЖНИК, НАЧАВ РАЗМЫШЛЯТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ, ПЕРЕДАЛ СВОИ МЫСЛИ ВЕРНО И БЕЗ ВСЯКОГО ЗАТРУДНЕНИЯ; ЧТОБЫ КАРАНДАШ БЕГАЛ ПО ВОЛЕ МЫСЛИ…»

К. П. Брюллов

«ВЫСОКОЕ, СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ БЕЗ НАУКИ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ. НАУКА В ВЫСШЕМ ПРОЯВЛЕНИИ ЕЕ ПЕРЕХОДИТ В ИСКУССТВО.»

П. П. Чистяков

«КОМПОЗИЦИЯ— ЗАКОНОМЕРНО УСТРОЕННЫЙ ОРГАНИЗМ, ВСЕ ЧАСТИ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ. ХАРАКТЕР ЭТОЙ СВЯЗИ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИДЕЙНЫМ ЗАМЫСЛОМ ХУДОЖНИКА. КОНСТРУКТИВНАЯ ИДЕЯ, СВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДЕ ЗАМЫСЛА ДАЕТ ПЛАСТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ КОМПОЗИЦИИ.»

Е.А. Кибрик

«НЕПРЕСТАННО РИСОВАТЬ С НАТУРЫ — ВОТ ШКОЛА САМАЯ ВЫСШАЯ И ВЕРНАЯ.»

И.Е.Репин

«ЖИВОПИСЕЦ, БЕССМЫСЛЕННО СРИСОВЫВАЮЩИЙ, РУКОВОДСТВУЯСЬ ПРАКТИКОЙ И СУЖДЕНИЕМ ГЛАЗА, ПОДОБЕН ЗЕРКАЛУ КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ЕМУ ПРЕДМЕТЫ, НЕ ОБЛАДАЯ ЗНАНИЕМ ИХ .»

Леонардо да Винчи

«УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО КОМПОЗИЦИЯ НЕ ПОДЛЕЖИТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ, ТЕМ БОЛЕЕ СТРАННО, ЧТО,
КАК ПРАВИЛО, КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЖИВОПИСИ, ЗАРАНЕЕ ОБДУМЫВАЕТСЯ. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ ТЕСНО СМЫКАЮТСЯ С ЗАКОНАМИ КОМПОЗИЦИИ»

А.А. Дейнека

Цитаты взяты из хрестоматии «Рисунок. Живопись. Композиция»
Составители: Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов
Москва «Просвещение» 1989 г.


Quotations of famous people on ART

«… Since the first years of my independent creative life, I was struck by Levitan in his extraordinarily subtle vision, ability to pass moments of the day and the nature of Russian nature. But the most strongly drew me Levitan from the first years of revolution, when I began to aggressively seek out the laws of realistic depiction nature in painting. It was then, working in Zvenigorod, I was often thinking about creativity Levitan and could not understand why, how Levitan broad stroke freely, clearly and completely financially able to represent grass huts, trees and sky. Chiseling all flowers, all the details of the landscape, I still could not in any way to achieve accurate transmission of the materiality of the different elements of nature. Agonizingly seeking a solution to this problem, I gradually became closer to the truth. So, one day, working on the landscape into a gray day, I peresvetlil general tone of scene, and then how he tried to convey exactly the details of landscape, I have nothing came of it. Then I realized that the error lies in incorrect taken the general tone. Ton in the painting I call the degree of luminosity of color and the overall tone — the general darkening or lightening of nature at appropriate times of the day (thus, the overall tone is darker hues of dusk of the day). Painting — a transmission of visible material, plus a tone color. And really, check this situation in the best works of Russian and foreign painting, I found that where an artist properly found the general tone of the picture, there are objects, earth, sky — all the lives of genuine full-blooded life. When found the right tone, the artist is much easier to write all the details. It is not so can take care of finishing the contrary, it is enough sometimes one right spots, so that the image was perceived as a real object. Levitan’s Landscapes and so remarkable that very broad letter, and the freedom of his techniques are amazing material, air and truthful. Sensation general tone of the picture Levitan did not appear immediately. In earlier studies, Levitan it yet. I think that a living perception of nature inspired him not Savrasov, as is usually said (Savrasov myself often do not grasp the overall tone), but rather Chistyakov. Almost all of the best students Chistyakov, Repin, Serov, Vrubel — great feeling tone in nature. Levitan also attached great importance to drawing. In his sketches Isaac Ilyich drew first ink paths landscape, tending to the limit of accuracy. Levitan knew and often said that the change of the contour changes and the tone of the subject. That’s why it works so rare to find errors in the figure, on the contrary, they hit us up forms, the right perspective, the spatial fidelity solutions. Having found the basic law of realistic images of nature, I began to think about methods of transmission of the total volume in the picture. This, however, proved very difficult because it was impossible to find pervoosnovnogo, so to speak, a constant, not changing the surrounding conditions of the picturesque element, a kind of tuning fork in the painting, comparing the result with which to determine the strength of each tone of the subject in nature. However, I wrote the evening landscape. … Chance, it is mechanically lifted his hand with a lit match at eye level. Sending the match on a bright sunset sky, I saw the sunset with respect to fire the matches began to appear darker. Then I started looking, with what is the subject of nature can do to merge fire matches. It turned out that it merges with the white wall, illuminated by the sun. Found me, «fork» has allowed me by comparing it with the subject of nature and see all the variety of tones and make sure that all colors in the evening in general, darker shades of a sunny day. Hence was born my idea of the general tone. In his pedagogical work, I try to instill students is an acute perception of the tone, because I know that a person perceives the tone is more difficult subject than the color. To convince students, I often offer them a very simple task: to define the color and tonal difference between the two color points. As for color, it is determined immediately and unanimously, but about the tone I get is always very confusing and inconsistent answers. Levitan in his works very closely, perhaps deliberately, knowing the law, passed on the general tone in nature, which gave his ability to truthfully depict the extraordinary moments of the day. All his paintings are so diverse in the general tone of what we see at once what kind of day and what time of day is depicted by the artist. … «

N.P. Crimov

Quotes taken from the anthology «picture. Painting. Arrangement» Compilers: N.N. Rostovtsev, S. E. Ignatiev, E.V. Shorokhov Moscow «Education» in 1989

Комментарии закрыты.