О творчестве И. И. Шишкина

И. И. ШИШКИН — ОСОБАЯ ВЕХА В РАЗВИТИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Цитаты из статьи Л. Захаренковой «Полжизни в сосновом лесу» (Журнал «Юный художник»)


«Умный и тонкий аналитик, всегда точный в своих оценках художественных явлений, Иван Николаевич Крамской однажды назвал Шишкина «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». Это, казалось бы, странное определение как нельзя лучше обозначает место мастера в отечественном искусстве. Верста — русская мера длины, связывающаяся в сознании человека XIX века с немалым расстоянием; верстовой столб, нечто незыблемое, всегда отмерял на российских дорогах конец одного отрезка пути и начало нового. Действительно, без Шишкина невозможно представить русскую пейзажную живопись.»… «Творчество Шишкина, неся в себе мощный жизнеутверждающий пафос, завершает период развития пейзажа, связанный с именами Сильвестра Щедрина, Максима и Сократа Воробьевых, Михаила Лебедева, и открывает для него новые перспективы. Глубоко чуждый всякого рода условности, Шишкин, вступая на самостоятельное художественное поприще, очень скоро отошел от сочиненного романтизированного пейзажа своих предшественников. Его главной задачей становится пристальное изучение натуры, отображение на полотне реальной природы. В его ученическом альбоме находим такую запись: «Одно только безусловное подражание природе может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии».

Современниками художника были такие выдающиеся пейзажисты, как А.Саврасов, Ф.Васильев, А.Куинджи. Среди этих мастеров, утверждавших реалистическое направление в национальном пейзаже, Шишкин выделялся самобытным, ни на кого не похожим, дарованием. Его искусству не было присуще лирическое начало, одухотворяющее жизнь природы, что отличало картины Саврасова. Не стремился он запечатлевать необычные эффекты освещения, завораживающую игру света в пейзаже, как Куинджи. Более всего им ценилась строгая точность, объективность в отображении увиденного. Многие считали, что безусловной объективности в передаче природы достичь нельзя, и чем эта объективность больше, тем меньше в художественном произведении творческого элемента, то есть искусства. Шишкин же на волне увлечения точными науками, в частности, естествознанием, придерживался рационалистического беспристрастного взгляда на природу, развивая в себе возможность изучения ее почти с позиции натуралиста-ученого. В этом он достиг немалых успехов. Как никто другой, он до совершенства знал и умел передавать на полотне анатомию деревьев разных пород, был единственным, кто сделал предметом искусства мельчайшие растительные формы — лесные и луговые травы и цветы.
Избегая всего приблизительного, лишенного жизненной конкретности, художник выработал и свою живописную манеру. Привычка строить предмет не пятном, а линией, строгий рисунок помогали ему подробно выписывать каждую деталь, добиваться четкости, определенности изображаемого. Уже в 1876 году современники отмечали виртуозность мастерства художника: «Все блистательные задатки своего дарования г. Шишкин развил в мощь великого мастера, которому нет в технике препятствий к выражению чего бы он ни захотел из тонко подмеченного им в природе».
В наше время нередко можно услышать нелестное мнение о Шишкине как о мелочном и сухом натуралисте, лишенном фантазии и поэтического дара. Но даже такие строгие ценители искусства, как художники начала XX века, понимали, сколь значителен вклад Шишкина в развитие пейзажной живописи. И.Э.Грабарь в начале века писал о нем: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными каких бы то ни было достоинств, кроме похвальной усидчивости, но теперь, когда прошла острота двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны». Скрупулезность, тщательность живописного языка художника порой заслоняют от нас мастера, способного масштабно, почти философски осмысливать картины родной природы, создавая цельные законченные художественные образы.
Шишкин был художником по преимуществу одной темы, изображавшим в своих картинах корабельные рощи, девственные, не тронутые человеком леса. Он никогда не расставался со складным мольбертом, зонтом и дорожным ящиком с красками и, как говорили о нем, «половину своей долгой и трудолюбивой жизни, наверное, провел в любимом сосновом лесу». Он любил естественную жизнь леса в самых обыденных ее проявлениях, без прикрас. Словно намеренно избегая красивых уголков природы, художник не боялся изображать буреломы, лесные завалы, корявые пни и вывороченные из земли корни деревьев. Оказываясь перед картиной Шишкина, мы будто входим в лес, зримо до иллюзии ощущаем жесткую шершавую кору дерева, упругую мягкость мхов, колкую хвою.»…
…»В лучших работах конца 1870 — 1880-х годов Шишкину удалось воплотить широкие обобщенные идеи, придать своим полотнам возвышенно-эпический характер. К таким монументальным произведениям относится картина «Рожь». В 1878 году в статье, посвященной выставке Товарищества передвижников, В.В.Стасов писал: «Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей […] Первое место занимает «Рожь» г. Шишкина — мотив, им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный». Появление картины было отмечено во всех статьях, посвященных разбору VI передвижной выставки. И.Крамской в письме И.Репину назвал ее «одной из удачнейших вещей Шишкина вообще», он, как и Стасов, отмечал, что она занимает на выставке первое место.»…»Почему же именно полотну Шишкина было отдано первенство?
В картине нет ничего необычного, напротив, художник взял самый простой мотив, уже не раз использованный ранее. Перед глазами зрителя предстает необъятное поле поспевающей ржи, по которому вьется дорога, теряющаяся среди высоких колосьев. Посреди поля возвышаются могучие стройные сосны. За ними открываются бесконечные степные дали.»…»Любимая в отечественном искусстве тема дороги решена у Шишкина совсем не так, как она трактовалась в живописи 1860-1870-х годов, например, в «Последнем кабаке у заставы» В.Перова или в «Оттепели» Ф.Васильева, где она ассоциировалась с тоскливой, безрадостной людской дорогой жизни. Дорога у Шишкина пролегает среди расступившейся, давшей простор движению тучной нивы. Мы словно ощущаем присутствие человека, твердо стоящего на родной почве. Идущий по этой дороге среди просторов полей дышит полной грудью, воображая себя частью огромного целого. Величественные сосны, густые темно-зеленые кроны которых обобщенным силуэтом рисуются на фоне голубого неба, возвышаются над стеной ржи «как колонны портала» (В.Стасов).
Предельно простыми, лаконичными художественными средствами художник добивается цельности общего впечатления, все случайное им отбрасывается. Строгая ясная композиция, в которой господствуют равновесие и устойчивость, создает ощущение постоянства, незыблемости изображенного, будто он хочет сказать, что так было и так будет всегда. Поразительная правда, жизненность запечатленного мотива и при этом полнота, эпичность художественного образа картины «Рожь» снискали ей заслуженную славу…»

Цитаты из статьи Л. Захаренковой «Полжизни в сосновом лесу» (Журнал «Юный художник»)
Взято из журнала «Юный Художник» февральский выпуск 1998 г.


About Creativity I. I. Shishkin
Quotes from articles L. Zakharenkova «half-life in the pine forest» (Journal «Young Artist»)

Smart and subtle analyst, always accurate in their assessments of artistic phenomena, Ivan Shishkin Kramskoy once called «milestones in the development of Russian landscape painting.» It would seem strange to define the best possible means place the master in the domestic arts. Verst — a Russian measure of length, bound in human consciousness of the XIX century with considerable distance; milestone, something immutable and is always measured out on the Russian roads end of one segment of the path and a new beginning. Indeed, it is impossible to imagine without Shishkin Russian landscape painting .»… «Creativity Shishkin, carrying a powerful life-affirming pathos, completes the period of the landscape associated with the names of Sylvester Shchedrin, Maxim and Socrates Sparrow, Mikhail Lebedev, and opens up new vistas for him. Deeply alien to any kind of convention, Shishkin, by entering into an independent artistic career, soon withdrew from composing romanticized landscapes of its predecessors. Its main task is to close study of nature, a map on the canvas of real nature. In his album pupils find this note: «One only unconditional imitation of nature can fully satisfy the requirements of the landscape painter, and most importantly for the landscape is diligent study of nature — as a result of this painting from nature should be without imagination.» Contemporaries were such prominent landscape painters, as A. Savrasov, F. Vasiliev, Kuindzhi. Among those artists who claim the realistic trend in the national landscape, Shishkin distinguished originality, no one else look like talent. His art was not inherent lyrical, inspired by the life of nature, which featured pictures of Savrasov. He did not try to capture unusual lighting effects, stunning play of light in the landscape, as Kuindzhi. Most of all they valued strict accuracy, objectivity in displaying what he saw. Many believed that absolute objectivity in the transfer of nature can not be achieved, and more than this objectivity, the less a work of art of the creative element, ie Art. Shishkin same enthusiasm in the wake of the exact sciences, in particular, natural history, held a rationalist impartial view of nature, developing a learning opportunity it almost from the perspective of a naturalist and scientist. In this he has achieved considerable success. Like nobody else, he knew to perfection and was able to pass on canvas anatomy of trees of different species, was the one who made the subject of art tiny plant forms — forest and prairie grasses and flowers. Avoiding all rough, devoid of life of concreteness, an artist and developed his painting style. The habit of building the object does not stain, and a line, stern figure helped him write out in detail every detail, to achieve clarity, certainty portrayed. Already in 1876, contemporaries noted virtuoso skill of the artist: «All the makings of a brilliant his talent was Shishkin developed in the power of the great master, which has no obstacles in the art to express what he wanted neither of them noticed by subtle in nature. «In our time can often hear the unflattering view Shishkin as petty and dry naturalist, devoid of imagination and a poetic gift. But even such stringent connoisseurs of art, as artists beginning of XX century, to understand how significant contribution to the development of Shishkin’s landscape painting. Grabar in the early century wrote about him: «Recently, another of his paintings seemed to today’s generation just boring and devoid of any merit it, but laudable assiduity, but now that I was the sharpness of the two worldviews, one must admit that the merits Shishkin in the history of the Russian landscape is enormous. » Scrupulousness, thoroughness of the artist’s pictorial language sometimes blind us to the wizard, capable of large scale, almost philosophically comprehend patterns of native wildlife, creating a whole complete artistic images. Shishkin was an artist par excellence of one theme, depicted in his paintings ship trees, pristine, untouched man of the forest. He never parted with a folding easel, umbrella and travel box of paints and how to talking about it, «half of his long and industrious life, probably spent in their favorite pine forest.» He loved the natural life of the forest in the most ordinary of its manifestations, without embellishment. As if deliberately avoiding the beautiful parts of nature, the artist is not afraid to portray windbreaks, wood piles, stumps and gnarled vyvorochennye from the ground roots of trees. Facing Shishkin’s paintings, if we go into the forest, visible to feel the illusion of a rigid rough bark of the tree, the elastic softness of moss, pine needles and splitting .»… … «In the best works of the end of 1870 — 1880-ies Shishkin managed to embody a broad generalization idea to give his paintings sublimely epic. These works include the monumental painting «The Rye.» In 1878 an article devoted to the «Association of the Wanderers, Stasov wrote:» Our landscape artists have submitted in the traveling exhibition of some great things […] First place is «Rye», the Shishkina — motive, they seem to have never tasted, and skillfully executed today. «Emergence pattern was observed in all the articles devoted to parsing VI traveling exhibition. I. Kramskoy in a letter to Ilya Repin called it «one of the few good things Shishkin at all,» he, like Stasov, noted that it takes on the «first place .»…» Why is canvas Shishkin was given primacy? In the picture there is nothing unusual on the contrary, the artist took the simplest motif, has repeatedly used previously. Before the eyes of the viewer appears boundless field of rye kept pace at which winds the road, lost among the tall spikes. Middle of the field tower mighty slender pines. Them open-Xia endless steppe gave .»…» favorite in the domestic arts theme of the road is solved in Shishkin’s not the way she was treated in painting 1860-1870-ies, for example, «Last Tavern at Town Gate» B. Perov, or «thaw» F. Vasilyev, where she was associated with a dreary, dismal human way of life. The road runs from Shishkina among parted, which gave the space motion of fat cornfields. We feel like a human presence, firmly standing on home soil. Going on the road surrounded by expanses of fields, breathing deeply, imagining themselves as part of a huge whole. The majestic pine trees, thick dark green crown which generalized silhouette drawn on the background of blue sky, towering over the wall of the Rye «as a string Portal (Stasov). Extremely simple, concise artistic media artist seeks wholeness general impression of all the random discarded. Strict clear track, which dominate the balance and stability, creates a sense of permanence, firmness shown that he wants to say that it was and always will be. The astonishing truth, vitality imprinted motif and a complete, epic artistic image of the painting «Rye» have won her deserved fame … »

Quotes from articles L. Zakharenkova «half-life in the pine forest» (Journal «Young Artist»)
Retrieved from journal «Young Artist» February Issue 1998