Профессиональные навыки художника: в чем их суть и как их не потерять?

Каждый, кто впервые пробовал рисовать, сталкивался с проблемой — нарисовать предмет ровно и чтобы он был похож на себя. А почему это так сложно? Секрет кроется в работе глазомера и мышечной памяти. У начинающих художников они не развиты. Во время рисования человек смотрит на натуру и проводит линию. Во время этого процесса мозг определяет размеры, пропорции, характер контура, соотношение частей к единому целому… А рука, одновременно с вышеперечисленными вычислениями, рисует по той траектории, которая стоит перед глазами художника в его воображении. С практикой глазомер становится все точнее, мышечная память все ярче, а движения все более верными.

Помимо способности видеть и правильно передавать форму в рисунке, у художника существует масса других навыков. Все их не перечислишь. Но на второе место я поставлю другой навык — чувствовать цветовые гармонии. Как в мире звуков — звуки могут раздражать, а могут создавать мелодию — так и в изобразительном искусстве цвета могут выстраиваться в гармоничные сочетания, а могут создавать диссонанс. Поэтому, чувство цвета — это не просто способность видеть тончайшие оттенки. Это чувство гармонии. Как известно, цвета бывают тёплые и холодные, насыщенные и нет. И чтобы использовать всё цветовое многообразие для создания гармоничного произведения искусства, необходимо чувство цвета. А оно, в свою очередь, нуждается в тренировке и развитии. В живописи художник «преобразует» цвета, чтобы достичь интересного цветового звучания. Этот процесс и тренирует чувство цветовой гармонии.

Следующим важным навыком я бы назвал способность чувствовать пластику. Например, при компоновке предметов (это называется композицией). Как разместить силуэты в листе, какого они будут размера, в каком ракурсе… — всё это очень важные вопросы в композиции, ответить на которые можно только чувствуя пластику. Кроме компоновки, ещё очень важна пластика линии. Важна она для поиска интересного композиционного решения, передачи настроения, создания образа, передачи характера и многого другого.

Описанные мной основные профессиональные навыки художника совпадают с названием учебных дисциплин в художественных школах, училищах и академии. Это — рисунок, живопись и композиция. Чтобы овладеть этими навыками нужно время. Но если художник овладел ими, то может ли он их потерять? Вопрос непростой. Что-то остаётся на всю жизнь, а что-то, к сожалению, теряется. Один художник поведал мне о чёрной полосе в своей творческой биографии, когда он на несколько лет оставил свою профессию и не притрагивался к кистям. Когда он решил возобновить занятия живописью, то обнаружил, что глаз всё видит как и раньше, т. е. умом он всё понимал, а вот рука не слушалась. Он не мог также хорошо владеть своей рукой, как и раньше. Это произошло, потому что была потеряна мышечная память. Образно говоря, мышцы запоминают движения. Во время практики художник многократно отрабатывает движения карандашом или кистью. А во время длительного перерыва в работе эти навыки теряются. Поэтому, необходимо постоянно работать. Постоянно что-то писать, рисовать. Для художника нужна постоянная практика. Так что, если Вы рисуете, то пожелаю Вам побольше профессиональных навыков и регулярности в работе, для их развития.