Портфолио учителя: идеал из трех критериев.

Портфолио в современной системе образования призвано фиксировать достижения учителя и обеспечить прибавку к зарплате, соответствующую этим достижениям. Но в реальной жизни это благое дело оборачивается бумажной волокитой и головной болью. А почему так получается? Потому что эффективность работы учителя оценивается мерилом, далеким от специфики конкретной учебной дисциплины и конкретного учебного заведения. Несмотря на то, что официально существуют разные критерии для разных областей системы образования, по сути, они нередко далеки от того, что нужно оценивать.

Остановлюсь на преподавателях рисунка, живописи, композиции в ДШИ и ДХШ. Как оценить эффективность их работы, компетентность, профессионализм? Думаю, какими бы ни были критерии, они должны быть сведены к простому списку из трех требований: 1) самому уметь хорошо рисовать, знать свой предмет; 2) уметь научить этому других, 3) понимать элементарные принципы психологии.

Выше я упомянул о специфике. Если например, история искусств — это полностью теоретический предмет, то живопись является предметом, на 90 процентов состоящим из практической работы. Поэтому, тут, преподаватель должен поделиться своими навыками, своим опытом. А значит он должен сам уметь «держать кисть в руках», уметь учить, помогать, направлять, развивать… А это уже подразумевает некоторые знания психологии, педагогики… И не столько знаний, сколько понимания. А подытожить это можно добрым отношением к обучающимся, уравновешенным справедливостью.

Но как проверить компетентность учителя в этих трех направлениях? Просто. Посмотрите на творческие работы самого художника-преподавателя — живопись ли, графику или скульптуру. Как он работает сам? А как он научил этому своих учеников? Для этого во все времена существовали полугодовые просмотры учебных работ — начиная с академии или художественного училища и кончая детской художественной школой. Посмотрите, как работают студенты или учащиеся. Поприсутствуйте на уроке. И все станет ясно.

Для примера, возьмем портфолио преподавателя дополнительного образования для подтверждения первой или высшей квалификационной категории. Сколько там критериев? Чему они посвящены? Это целая увесистая папка. Сколько нужно усилий чтобы собрать эти документы! Сколько усилий у тех, кто проверяет эти папки! А если бы просто, по десяти-бальной шкале оценить работу преподавателя по всего лишь трем критериям, описанным выше? Ну, разве что стаж добавить.

Комментарии закрыты.