Редкий, но интересный жанр!

Мы привыкли к тому, что художники пишут пейзажи, натюрморты, портреты или исторические сюжеты. Но существует в изобразительном искусстве жанр, который посвящён животным, птицам, рыбам и даже насекомым. Этот жанр называется анималистическим, или анималистикой. Происходит это название от лат. animal, что переводится как «животное».

В детстве люди любят рисовать. И нередко объектом внимания малышей становятся именно животные. Они выразительны и интересны для юных художников. Чтобы передать характер животных, дети пользуются условными формами и их рисунки похожи на мультипликационных героев. Ведь в мультипликации художники-анималисты, тоже пользуются таким приёмом трансформации формы. Поэтому Винни-пух, котёнок Гав или крокодил Гена имеют такой характерный образ. Не менее яркие образы можно видеть и в декоративном искусстве. Стилизованные силуэты животных используются в ораментах, росписи ковров, архитектурном декоре. Также животные, порой, привлекают внимание скульпторов. Но особенно впечатляет людей художественная фотография, где фотографы запечатлевают экзотических животных в их естественной среде обитания, в самых неожиданных ракурсах.

Однако, в живописи анималистический жанр встречается не часто. На живописных полотнах животные появляются в основном в качестве второстепенных персонажей. Но есть художники, для которых животный мир стал либо главной, либо важной темой их творчества. Например, Роберт Бейтман (Robert Bateman), Николай Сверчков, Сюй Бэйхун, Фредерик Хешельман (Friedrich Hechelmann), Вадим Горбатов, Карл Брендерс (Carl Brenders), Василий Ватагин (скульптура), Марина Ефремова… Среди этих имен есть и наши современники и те, кто жили в прошлом. Есть те, кто более известен, и те, кто известен меньше. Но всех их объединяет увлеченность анималистическим жанром, жанром в котором раскрывается мир животных, их жизнь и характер. Сегодня существует много талантливых, современных авторов, работающих в этом жанре. Однако, в сравнении с такими направлениями как пейзаж, натюрморт или портрет, анималистика встречается реже. Но это обстоятельство никак не мешает анималистическому жанру оставаться интересным и привлекательным как для зрителей, так и для художников. Изображать умилительный взгляд котенка, резвящегося щенка, или грозного тигра всегда очень интересно. Однако, чтобы нарисовать домашнего питомца или экзотического хищника, нужно делать зарисовки, изучать пластическую анатомию животных и прилагать немало усилий. Не меньшего усердия требует и пейзаж и другие жанры, а особенно портрет. Но животного не заставишь сидеть два часа и позировать, в ожидании торжественного момента завершения работы художника. Чтобы нарисовать скачущую лошадь или убегающую дворнягу, нужно запоминать, делать мгновенные схематичные наброски, передающие характерные движения. А уже потом, рисовать подробно в мастерской или дома. Альтернативным способом изучения животных является фотография. Зафиксировав нужные мгновения фотокамерой, можно изучать характерные особенности животного, а затем применять обретенные знания в творческой работе. Все это не так просто. Но результат приятно радует, и зритель зачастую с восторгом смотрит на профессиональные произведения художников-анималистов. Поэтому анималистический жанр можно назвать не только редким, но и очень интересным!