Когда люди заходят в магазин и спрашивают инструменты для лепки, то чаще всего им предлагают стеки для детского творчества. Однако, в скульптуре существуют специальные профессиональные инструменты, некоторые из которых, впрочем, великолепно подходят и для детского творчества. Давайте рассмотрим какими они бывают.
Лепка, ваяние, отливка
Работу скульптора можно поделить на три области: лепка, ваяние, отливка. Лепка подразумевает работу с мягкими материалами (глина, пластилин, полимеры…). Ваяние — это отсекание частей твёрдого материала (камень, гипс, дерево…) Отливка — это когда в созданную форму заливается жидкий материал, который потом затвердевает (гипс, расплавленные металлы, полимерные глины). В соответствии с этими направлениями работы, инструмент скульптора делится на скребковый, режущий, заглаживающий, продавливающий…
Стеки
Стеки — наиболее известный инструмент для лепки. Они бывают самой разной формы, но их суть в том, чтобы снимать или продавливать пластичную массу (глину, пластилин, полимерные материалы).
Стеки-петли
Стеки-петли — представляют собой инструмент с деревянной ручкой, к которой прикрепляется петля из стальной проволоки. При помощи таких стек-петель срезают кусочки глины или пластилина, придавая пластичной массе нужную форму. Петли могут иметь различную форму.
Штихели
Штихели-резцы, используются преимущественно в гравюре, но, также, ими можно работать с не очень твёрдым материалом в скульптуре, например с затвердевшим гипсом. Также существуют штихели для моделирования формы из мягких масс (глина пластилин).
Стек-булька
Стек-булька представляет собой металлический стержень с шариком на конце. Используется для тиснения различных материалов, а также для продавливания глины и создания вогнутой формы в работе над мелкими деталями.
Косарики
Косарики — скребковый металлический инструмент с узкими закруглёнными концами для отделки вогнутых и выпуклых частей рельефа.
Клюкарзы
Клюкарзы — скребковый инструмент, который используют для заравнивания поверхности после обработки деталей.
Цикли
Цикли — скребущие пластины для выравнивания плоскостей.
Правильца
Правильца — скребущие скошенные стальные пластины для выравнивания небольших плоскостей.
Скарпели
Скарпель — стальной стержень с заостренным плоским концом. Его используют по принципу долота для расколотки формы.
Долота
Долото скульптурное — инструмент для долбления твердых материалов (гипс, камень). Бывают различной формы: прямые долота, полукруглые долота…
Царапки
Царапки — скребковый инструмент с гладкими или зазубренными лезвиями для очистки поверхности и для снятия излишка раствора.
В заключении этого перечня, конечно же, хочется назвать главный инструмент скульптора — руки. Когда лепят из глины, руки являются основным «инструментом». Пальцы мастера способны не только придать заготовке нужную форму, но и почувствовать материал. Однако, чтобы проработать мелкие детали без стек не обойтись. Также они незаменимы для снятия лишней глины и заглаживания поверхностей.
Если же работать с твёрдыми материалами, то, конечно же, понадобятся стальные долота, скарпели. Также они будут необходимы когда придают форму застывшему гипсу. В работе с ним потребуется скребковый инструмент.
Кроме объёмной скульптуры существуют различные направления в лепных работах. Например лепнина в архитектурном декоре. Только подумайте, сколько мастеров трудились, например, над декором московского метро! Или над декором дворцов Петербурга! Для выполнения подобных лепных работ потребуется уже большее количество инструментов, чем мы рассмотрели. Здесь используются различные технологии, для которых нужны специальные инструменты и приспособления. Но это уже другая тема.
Хочется процитировать слова Микеланджело, хорошо иллюстрирующие основной принцип скульптуры: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Действительно, задача скульптора кажется простой — убрать всё лишнее. Но как же это сложно на практике! И без специальных инструментов тут не обойтись.