Начало работы: прокладываю лёгкий рисунок.
Начинаю писать не совсем по канонам.
Сначала пишу тот участок, который создает среду
и от которого потом можно будет отталкиваться
в плане развития творческой мысли.
Пишу небо.
Небольшие облака создают
летнюю теплую атмосферу моря и
заполняют композиционную пустоту.
Продолжаю работать над небом.
Чтобы показать перспективу
нижнюю часть делаю светлее верхней.
Таким образом, верхнюю часть
я как бы приближаю вперёд,
а нижнюю удаляю к горизонту.
Начинаю писать второй план моря.
Здесь, всё должно быть обобщено.
Без лишних деталей.
Иначе второй план будет «конкурировать» с первым.
Главное у нас — волна на песчаном берегу.
Это первый план.
Именно здесь должен быть композиционный центр.
Работая над волной, помним:
вода с одной стороны прозрачная и
пропускает солнечный свет, а
с другой стороны, образуя вал волны, находится в тени.
Поэтому «стена» из воды будет темнее второго плана.
Но, вместе с тем, не забываем про рефлексы и прозрачность.
Не забываем про возможности масляной живописи.
Теневые участки волны пишем
полупрозрачной краской разбавленной в «двойнике» —
смеси растворителя и масла.
Светлые участки пишем непрозрачной, пастозной краской.
Когда гребень волны опускается, то
он разбивается о берег, образуя массу пены.
Какие-то участи этой морской пены
находятся в тени и будут не белыми, а
с фиолетовым оттенком.
Какие-то участи попадают на солнце и
искрятся самыми яркими красками.
Такие освещенные солнцем блики лучше дополнить «эффектами» —
пастозными, рельефными мазками краски,
выполненными мастихином.
Перед основной волной на
песчаном морском побережье тонкий слой воды,
стекающий в море, тоже образует мини-волны,
бугорки морской пены.
Но они уже, конечно, гораздо меньше по размеру.
Тем не менее, забывать о них не стоит.
Песчаное морское побережье тоже,
не везде идеально гладкое и бархатистое, где можно
«шевелить ногой песок, загорая на пляже лазурного берега».
Организуем картину в единое целое,
подчиняя второстепенное главному.
Свет на морской пене вдали —
не будет таким же светлым как на первом плане.
Начинаю прописывать детали.
Прежде чем разбиться о берег, волна «собирает»
морскую пену от предыдущей волны.
Эта пена стекает с побережья опять в море и
образует замысловатый рисунок как бы из «прожилок».
Эти «прожилки» стекают по поверхности песка и
возвращаясь в море, покрывают
внутреннюю сторону гребня волны.
Нельзя пренебрегать такими подробностями.
Но и нельзя слишком ими увлекаться т. к.
чрезмерная проработка деталей
приведёт к неестественности в живописи.
«Гасим» второй план —
большой блик от солнца
на втором плане моря у горизонта.
Делаем массу брызг морской пены крупнее.
Таким образом, мы выделяем
композиционный центр — волну.
Законченность в живописи —
понятие относительное.
Можно всегда найти что-то,
чем не доволен, что кажется недописанным,
что можно улучшить.
Однако, излишнее переписывание и исправление,
в итоге, может сыграть злую шутку.
Можно испортить то, что было приемлемым.
Как-бы «замусолить» работу.
Поэтому, помня о золотой середине,
я останавливаюсь и считаю эту картину законченной.
А поскольку полной удовлетворённости
от итога этой работы я не испытываю, то
переключаюсь на другой холст.
В нём может получиться лучше то,
что не удалось в предыдущем.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи