Пишем лес на берегу Сурского водохранилища. Живопись маслом.

Мастер-класс по живописи с подробным описанием

В начале этого урока живописи я хочу сказать несколько слов о том райском уголке, который мы будем писать. Это место, расположено на территории пензенской области, на берегу Сурского водохранилища. Я побывал в той его части, где находится сосновый бор. Это очень красивое место. Рядом можно встретить и смешанный лес. Именно его я и буду писать. Здесь соседствуют березки и сосны. Проходя сквозь редколесье, выходишь сразу на обрывистый берег водохранилища. До противоположного берега несколько километров. Такая масса воды наполняет воздух речной свежестью, к которой еще добавляется хвойный аромат леса. Поэтому сейчас мы попробуем передать эту атмосферу в живописи. В работе я буду основываться на фото, которое я сделал во время своего путешествия летом 2015 года. Итак, приступим к работе.

1. В начале я намечаю примерный рисунок кистью. При нанесении слоя краски, рисунок будет меняться. Учитывая его подвижность, я не прорисовываю подробности, а лишь намечаю основные силуэты.

001 Лес на берегу Сурского водохранилища

2. Начинаю писать теневые части пейзажа подмалевком, т. е. полупрозрачным слоем краски. Тогда эти места не будут «глухими», а приобретут глубину, т. к. через краску будет просвечивать белая основа картона. Пишу обобщенно, без деталей. Они появятся позже.

002 Лес на берегу Сурского водохранилища

3. После подмалевка пишу пастозной краской участок неба, который виднеется сквозь деревья. Между мазками светло-синего и темно-синего цветов я намеренно оставил несколько белых точек, которые будут создавать впечатление маленьких облачков.

003 Лес на берегу Сурского водохранилища

4. Цвет неба будет неодинаковый — чем ближе к горизонту, тем он светлее. Это обусловлено физическими законами природы. Но для нас важно то, что такой градиент передает пространство небосвода. Одинаковый тон сделает небо плоским и взгляд зрителя будет упираться словно в стену. Хотя это в ряде случаев и допустимо, но в нашем виде погода именно такая, при которой небо «уходит» вдаль.

004 Лес на берегу Сурского водохранилища

5. Прозрачной желто-зеленой краской я намечаю траву на первом плане. Неровности и подтеки удачно легли и создали впечатление травы и неровностей на поверхности земли.

005 Лес на берегу Сурского водохранилища

6. Пишу падающие тени от деревьев на поверхности земли. Чаще всего здесь работает такой закон: если свет теплый, то тени холодные, а если свет холодный, то тени теплые. Поэтому, цвет теней будет приближен к фиолетовому и синему. Контуры теней будут размытыми. Чем ближе тени к стволам деревьев от которых они падают, тем они темнее и четче.

006 Лес на берегу Сурского водохранилища

7. Пишу охрой тропинку. Избегаю жестких контуров. Четкие границы будем делать избирательно. Чередование четких и размытых контуров оживляет живопись.

007 Лес на берегу Сурского водохранилища

8. Ввожу в картину полосу леса на горизонте. С одной стороны он освещен солнцем, а значит в зеленом цвете будут теплые оттенки. С другой стороны удаленность на большое расстояние будет добавлять голубую дымку, поэтому в зеленый цвет я также буду добавлять и холодные цвета.

008 Лес на берегу Сурского водохранилища

9. Начинаю писать стволы сосен. Их форма цилиндрическая. А это значит, что нужно показывать свет и тень. Поэтому, в середине стволов я оставляю свет, а по краям пишу тени.

009 Лес на берегу Сурского водохранилища

10. Продолжаю работу.

010 Лес на берегу Сурского водохранилища

11. Добавляю с левой стороны массу редкой листвы, веток и небольшой ствол березки. Просветы между листочками не следует делать одинакового размера. Где-то такие промежутки небольшие, где-то образуют огромные «дыры». Поэтому нужно следить, чтобы не повторяться. Ведь проще всего взять маленькую кисточку и однообразными точками написать листву. Это распространенная ошибка начинающих художников. Листочки деревьев объединяются в группы больших, средних и малых размеров. Где-то листочки могут располагаться отдельно от основной массы листвы. Поэтому нужно писать мазками разной величины и следить за ритмом в чередовании, избегать повторов.

011 Лес на берегу Сурского водохранилища

12. Ввожу зелень листвы на первом плане картины в правом верхнем углу. Цвет — зеленый с теплым желтым оттенком. За этим участком освещенной солнцем листвы прячется темный и холодный цвет листвы второго плана.

012 Лес на берегу Сурского водохранилища

13. Далее, процарапываю слой краски в вышеупомянутой листве в правом верхнем углу. Делаю я это для того, чтобы зернистая фактура имитировала мелкие листочки. Кроме этого, я начинаю писать березовую кору на дереве первого плана.

013 Лес на берегу Сурского водохранилища

14. Продолжаю писать мелкие детали на стволе березы. В области падающих теней на берегу добавляю штрихи голубого цвета. Это рефлексы, т.е. отражение синевы неба и воды на краю берега.

014 Лес на берегу Сурского водохранилища

15. Добавляю тонкие стволы деревьев, а также детали на втором плане.

015 Лес на берегу Сурского водохранилища

16. По правому краю ствола березы добавляю несколько мазков краски. Это полутени. С помощью такого смягчения резких границ березовый ствол выглядит более объемным. Поверхность коры заворачивается по краям, делая ствол дерева выпуклым.

016 Лес на берегу Сурского водохранилища

17. Ввожу тени на листве первого плана в левой части картины. Также, добавляю ветки и подчеркиваю светлый ствол березки.

017 Лес на берегу Сурского водохранилища

В итоге, у нас получились пространственные планы. Плоскость земли из света плавно уходит в тень. Освещенные солнцем деревья первого плана сменяются темными силуэтами деревьев второго плана. Сквозь них зритель попадает на простор: водная гладь, горизонт и небо.

P.S. Для работы я использовал грунтованный картон размером 19Х12 см., круглую щетинную кисть № 3, круглую кисть из синтетического волоса № 1, мастихин.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству