Среди семейства кошачьих можно перечислить много представителей: сервал (кустарниковая кошка), гепард, оцелот, рысь, леопард, ягуар, черная пантера, пума, лев, тигр, снежный барс… Каждый из них интересен для живописи по-своему. Однако, образ тигра мне показался особенно ярким, поэтому в первую очередь я решил изобразить именно его. Прежде чем начать писать, я занялся изучением этого животного. Его характер показался мне многогранным. То он невозмутим и силен, то нежен и игрив, то внезапно готов проявить свои хищные наклонности. Тигры являются представителями рода пантер, семейства кошачьих. А следовательно, им присущи кошачьи черты, например гибкость. К тому же, это грозные хищники. Поэтому я решил изобразить тигра перед прыжком. Причем, это необязательно прыжок во время охоты. Может быть это прыжок, например, в цирке. Поэтому, я выбрал абстрактный темный фон, из глубины которого появляется силуэт тигра. Его голова и передние лапы подсвечены прожектором.
1. Рисунок под красочный слой я делаю упрощенный, «рубленный», без деталей. Далее, прокладываю полупрозрачный слой краски, который называется подмалевком. Темные участки фона выглядят более пространственными, если красочный слой будет слегка прозрачным. Поэтому здесь ни в коем случае нельзя использовать пастозную непрозрачную краску.
2. Поверхность пола я прописываю грубой кистью, оставляющей после себя «царапины». В результате создается интересная фактура, которая на данный момент выглядит грубо, но после наложения второго слоя краски в конце работы поверхность пола будет смотреться естественно и фактурно.
3. В работе над головой тигра нужно быть осторожным. Увлекшись рыже-черными полосками, можно забыть, что тигриная голова имеет объем. Поэтому, полосы тигриного окраса будут темнее по мере удаления от источника света. У многих начинающих художников живопись становится несколько декоративной и плоской из-за того, что они забывают про этот момент.
4. Свет, полутень, тень и рефлекс — являются фундаментальными понятиями в рисунке. Они применимы как ко всей голове тигра, так и к отдельным ее частям: носу, глазным впадинам, тигриной пасти и т. д. Когда студенты художественных училищ рисуют гипсовые геометрические тела, они создают объем этих предметов посредством светотени. В живописи или рисунке тигра применимы все те же законы. Только нужно научиться видеть эти полутона на фигуре животного.
5. После того как я написал основную массу, приступаю к проработке мелких деталей — глаза, усы…
6. Затем, когда голова тигра почти готова, я возвращаюсь к его туловищу и фону. Тигриные лапы и голова освещены светом, все остальное туловище постепенно исчезает в тени. Поэтому второстепенные части туловища я пишу обобщенно.
7. Поверхность пола (или земли) я прописываю еще одним красочным слоем. На этот раз краска непрозрачная. В центре получается освещенная светом часть, а по краям поверхность уходит в тень. Чтобы эта теневая часть земли оставалась фактурной, сквозь второй слой должна просвечивать фактура подмалевка. Поэтому я работаю кистью как бы «в протирку». Т. е. непрозрачная краска ложится настолько тонким слоем, что сквозь него виден предыдущий слой краски.
8. Постепенно доводя работу до завершающей стадии, живопись становится более цельной, уходит грубоватость и недописанность. В итоге, должна получиться такая живопись, в которой ощущался бы характер животного. Она не должна стать просто картинкой. Поэтому надеюсь, что выбранный мною ракурс, положение тигра, освещение вдохнули жизнь в эту работу.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи
Учебные пособия по изобразительному искусству