Как рисовать собаку? «Сибирский хаски». Живопись акварелью.

004 Сибирский хаски. Живопись акварелью. Художник Алексей Епишин

Сибирский хаски — это ездовая собака Дальнего Востока, поэтому я решил ее изобразить на фоне снега. Часть заснеженного поля находится в тени. На таком темном фоне хорошо заметен освещенный солнцем силуэт хаски. Поскольку данная порода собак является ездовой, то я решил немного оживить работу некоторыми нюансами. Силуэт хаски стоит так, как будто он взобрался на возвышенность, высунув язык и глубоко дыша после энергичного движения.

1. Рисунок я делаю легким и светлым. Нажимаю на карандаш не сильно, чтобы линии рисунка не портили впечатление от акварельной живописи. По этой же причине я по минимуму использую ластик, чтобы он не испортил бумагу и акварельные слои хорошо легли на лист.

000 Сибирский хаски. Живопись акварелью. Художник Алексей Епишин

2. Начинаю работу с фона, широко прописывая большой кистью второй план. И здесь я хочу поделиться одним «секретом». Свежесть акварельной живописи, эффектное вливание одних цветов в другие зависят от «текучести» краски, поэтому акварель нужно разбавлять достаточным количеством воды. Но тут есть еще один нюанс. Поскольку вода всегда течет, как известно, сверху вниз, то и наносить красочный слой акварели нужно сверху вниз. Акварельная краска обильно разведенная в воде стекает по бумаге, вливая один цвет в другой и образуя характерные для акварели разводы. Таким же способом создаются мягкие акварельные градиенты. Поэтому работа с акварелью значительно отличается от масляной живописи. Отличается она еще и тем, что акварель «не прощает» ошибок. Если масляные краски позволяют переписать неудачный фрагмент, то акварель — это прозрачная краска, сквозь которую видны бумага и предыдущие слои. Поэтому если ошибешься — то исправить будет невозможно, либо очень сложно. Чем меньше акварельных слоев будет, тем живопись будет свежее и интереснее. Как известно, существуют два основных способа работы с акварелью — «Аля-прима», и живопись лессировками. Первый метод подразумевает работу в один прием. Второй способ заключается в многослойности прозрачных слоев — лессировок. Лессировки имеют свои плюсы, однако, они лишают живопись свежести, эффектности и непосредственности однослойной живописи. В данной работе я сочетаю оба способа, постепенно доводя живопись до законченного состояния.

001 Сибирский хаски. Живопись акварелью. Художник Алексей Епишин

3. После того как написаны большие массы, я начинаю писать мелкие детали: глаза, нос, язык… Здесь нельзя забывать про объем. Каждая часть головы собаки, как и сама голова в целом, имеют освещенные и теневые стороны. Тоже самое применимо и ко всему туловищу. Грудная клетка, таз, конечности, суставы — все эти составляющие туловища имеют теневые и освещенные части. Наблюдая за этой игрой света и тени, можно передать объем фигуры и сделать живопись реалистичной. Но кроме закономерностей светотени, есть еще один фокус — акценты. Т. е. в живописи нужно какие-то части сделать четче и контрастнее, а какие-то размыть и сделать менее заметными. Такое чередование или подчеркивание оживляет живопись, делая ее выразительнее.

002 Сибирский хаски. Живопись акварелью. Художник Алексей Епишин

4. На заключительном этапе работы я корректирую ошибки и уточняю детали. Для этого я пользуюсь разными способами.

003 Сибирский хаски. Живопись акварелью. Художник Алексей Епишин

Сначала раскажу о первом. Когда нужно высветлить какие-либо части изображения, нужно смочить проблемный фрагмент живописи водой. Красочный слой размягчится. После этого нужно сполоснуть кисть в воде и хорошо ее отжать. Далее нужно протереть этой кистью проблемный участок. Этим мы частично снимаем с бумаги красочный слой, поэтому слишком темные места в живописи делаются светлее.

Второй прием заключается в особенностях наложения краски на бумагу. В начале берется нужный цвет, затем этот мазок краски кладется на бумагу, а после, влажной кистью смачиваются края этого мазка. В результате, краска растекается по листу и ее очертания уже не столь резкие, а наоборот, размытые и мягкие. Такой способ позволяет вводить слои акварельной краски мягко и незаметно. Таким образом, один мазок краски идеально подходит к другому мазку, образуя с ним единое целое, как детали конструктора.

Третий способ — это живопись акварелью по сухой бумаге отдельными мазками. Т. е. форма изображаемых предметов как бы «лепится» отдельными мазочками полупрозрачной краски. После высыхания предыдущего мазка, кладется последующий, и т. д. Поскольку после высыхания каждого мазочка у него остаются четкие контуры, то живопись словно «слеплена» из сетки таких мазков. Довольно интересный способ, хорошо подходящий для длительной работы в несколько приемов.

004 Сибирский хаски. Живопись акварелью. Художник Алексей Епишин

В заключении, хочется сказать, что в реальной работе часто используются все эти три приема работы с акварелью как одновременно, так и последовательно. Например, половину акварельного пятна или мазка можно написать по сухому, с четким контуром, а половину по сырому, размыв контур мягким растеканием краски. Где-то можно положить краску на бумагу одним касанием кисти и больше к этому участку не притрагиваться. А можно доводить живопись до законченного вида постепенно, с помощью множества красочных слоёв акварели. Поэтому тут важно импровизировать, и даже придумывать свои приемы. В этом и заключается вся прелесть акварели, когда один художник пишет так, а другой иначе. В анималистике (т.е. рисовании животных, птиц…) такие творческие изыскания художника особенно интересны, так как они способны «оживить» изображаемый образ животного «фокусами» акварельной живописи.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству