Начинаю портрет обезьяны с «разметки». Рисунок как таковой в этой работе отсутствует. С помощью краски я лишь намечаю расположение головы в портрете. В итоге все контуры будут размытыми, а очертания «подвижными», т. е. они будут постоянно корректироваться в процессе работы.
Шимпанзе относится к человекообразным обезьянам. Они обладают способностью подражать и копировать поведение других. Возможно поэтому их выражения лица порой бывают довольно забавны. В этом портрете я решил изобразить шимпанзе с приоткрытым ртом, чтобы такая мимика передавала удивление.
Фон портрета я прописываю полупрозрачной краской. Потом наношу более пастозные слои, которые как бы «гоняю» мастихином. Плоскость мастихина задевает за неровности белого картона и снимает с них краску. В результате — в углублениях остается темный цвет, а на поверхности — белый грунт шероховатого картона. Таким образом, фон прорабатывается не гладким слоем краски, а интересной зернистой фактурой. На заключительной стадии, я буду еще дописывать задний план, придавая ему гладкость на некоторых участках и оставляя зернистость на других.
Лицо обезьяны освещено резким светом, направленным сверху вниз. При таком освещении глазные впадины и сами глаза будут в тени. Лоб, нос, рот — будут находиться на свету. По этой причине все блики и рефлексы на глазах будут чуть темнее, чем обычно. Отражения в глазах придают им блеск, который оживляет выражение лица, усиливая эмоциональность.
На заключительной стадии работы я корректирую неточности, более подробно прорабатываю мелкие детали портрета. Вместе с тем, оставляю недописанными некоторые фрагменты. Такое соседство подробностей и недописанности усиливают впечатление от живописи, оживляя ее. Излишнюю фактурность фона я убираю при помощи щетинной кисти, сглаживая краску. Фон получается местами гладкий и уходящий на второй план, а местами фактурный и зернистый. На таком фоне портрет шимпанзе смотрится более выразительно.
P.S. В этом уроке живописи я использовал грунтованый картон, масляные краски, щетинные кисти и кисти из искусственного волоса, смесь растворителя и подсолнечного масла.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи