Рисуем пастелью

001 Рисуем пастелью

Пастель — это примечательный графический материал, дающий цвету особое звучание. Но пастель бывает разная. Разным получается и красочный слой пастели — от бархатисто-матового, до масляно-глянцевого. Поэтому попробуем разобраться какой бывает пастель и какие существуют технические приемы работы с ней.

Разновидности пастели и бумаги для нее

002 Рисуем пастелью

Пастель бывает сухой, масляной и восковой. Сухая пастель представляет собой прессованный пигмент с добавлением связующего (клеющего) вещества. Чем больше связующего, тем тверже пастель. Чем меньше связующего — тем пастель мягче. Сухая мягкая пастель позволяет легко пользоваться растушевкой в работе. Масляная пастель состоит из красящего пигмента и масла. Восковая пастель — соответственно из пигмента и воска.

Для работы пастельными мелками художники используют специальную бумагу. Обычная здесь плохо подходит. Главной особенностью бумаги для пастели является ее шероховатая фактура. Такая повышенная шероховатость или зернистость позволяет микроскопическим частичкам пигмента лучше зацепляться за волокна бумаги. Кроме этого, бумагу для пастели тонируют. То есть бумага может быть не белой, а цветной. Это объясняется тем, что пастель уступает по насыщенности краскам. А компенсировать этот недостаток может цвет бумаги. Между штрихами пастели остаются промежутки, через которые может просвечивать тонированная бумага. А поскольку в изображении часто присутствует преобладающий цвет, то художники подбирают бумагу соответствующего цвета. Это делает графическое произведение более насыщенным. Кроме фактурной, тонированной бумаги для пастели, также, можно ещё использовать мелкозернистую наждачную бумагу или бархатистую бумагу.

Растушёвка

003 Рисуем пастелью

004 Рисуем пастелью

Растушёвка — это приём, которым пользуются художники для растирания графических материалов. Поэтому также назвали и специальный инструмент для растушевки. Он представляет собой палочку из плотно скрученной бумаги. Кончик этой палочки заострен, наподобие карандаша. Им удобно растирать мягкие графические материалы, к которым относится и пастель. Эти палочки имеют цилиндрическую форму и различаются по толщине. Толщина палочки обозначается номером. Например, большая растушёвка производится под номером №6, а самая маленькая под номером №1.

Растушёвывать пастель можно и простым кусочком бумаги и кусочком мягкой ткани. Однако одним из самых удобных и эффективных «инструментов» для этого был и остаётся палец. Пальцем художник чувствует материал, и его поверхность справляется с растушёвкой не хуже специальных приспособлений.

Фиксаж

Пастель имеет свойство осыпаться. Она не крепко держится на бумаге. Поэтому, чтобы она не стиралась, пастель покрывают специальным фиксирующим лаком. Также для этой цели можно использовать лак для волос. Лак равномерно распыляют по всей плоскости листа и наносят его в два-три слоя. Однако, следует помнить, что после нанесения такого фиксатива цвет немного изменится.

О тонкостях работы и технике исполнения

Если краски можно смешать на палитре, то как можно смешивать разные цвета пастели? Дело в том, что смешение цветов может быть механическим и оптическим. Механическое — это когда краски буквально перемешиваются. Оптическое смешение цветов — это когда они «смешиваются» визуально, в глазах зрителя. Например, если поставить две маленьких точки — синюю и жёлтую рядом и посмотреть издалека, то они «слившись» в глазах, образуют зелёный цвет. Работая пастелью, художники могут использовать оба эти способа смешения. Часто пастельными мелками заштриховывают, подобно работе карандашом. Если одна линия штриха будет, например красного цвета, а вторая — синего, то в итоге они дадут фиолетовый. А поскольку таких линий в штриховке может быть несколько сотен, то целая плоскость приобретёт фиолетовый цвет. Это оптический способ смешения цветов в работе пастелью. Но можно ещё наносить штриховку очень плотно, настолько частыми штрихами, что между ними не будет промежутков. После первого слоя одного цвета, наносится второй такой же слой, но уже другого цвета. Получается, что слои разного цвета как бы втираются один в другой. Это механический способ смешения цветов в работе пастелью.

В реальной работе четкого разделения на два вышеуказанных способа может и не быть. Например, втерев один цвет в другой, художник решает поверх пропустить штриховку третьим цветом. В результате используется и механическое и оптическое смешение трех цветов.

Ещё смешивать разные цвета пастели можно с помощью растушёвки. Допустим, художник заштриховал поверхность двумя цветами. После этого, можно растушевать это место. Цвета смешаются механически. Но штрихи можно растереть не полностью. В этом случае, помимо механического смешения, останется ещё и оптическое смешение штрихов разного цвета. В итоге, пастель зазвучит своим многоцветием по-особенному лирично и мягко.

Упомянув о растушёвке, как о способе смешивать разные цвета, нельзя не сказать о её главном предназначении. Растушёвка придаёт пастельной живописи и графике особую мягкость. Размытие четких контуров и резких переходов цвета позволяет погружать второстепенные детали на второй план. Также при помощи растушёвки можно обобщить ненужные подробности. Но, что самое главное — при обобщении растушёвкой второстепенных деталей, композиционный центр становится более выразительным. А значит, центральное место будет звучать четче, контрастнее и станет более заметным. Такое выделение главного и обобщение второстепенного очень сильно оживляет произведение. Работа может преобразиться на глазах. Но преимущество растушёвки имеет только сухая пастель. Масляную, а тем более восковую, расушёвывать не получится.

Работая пастелью, можно использовать самые разные техники. Кто-то предпочитает рисовать без растушёвки. В этом случае в работе будет отчетливо заметен штрих. Также он будет заметен и в восковой пастели, потому что её растирать нельзя. Кто-то любит сочетать штрих и растушёвку. В этом тоже есть своя прелесть. Поэтому в заключении скажу, что работая пастелью, автор может придумывать свою манеру, не похожую на другие. А это и есть тот прекрасный момент, который называется творчеством!

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству