Язык живописного пятна

Язык живописного пятна

Когда люди слышат слово «пятно», то первое, что приходит на ум — это какие-нибудь кляксы. Однако, в живописи под пятном художники подразумевают мазки краски или совокупность каких-то мазков, из которых формируется изображение на холсте. Пятно в живописи играет ту же роль, что и буквы в тексте. Из букв состоят слова, из слов составляются предложения, а из предложений — тексты. Некоторые художники сравнивают это с пазлами. Как картинка собирается из пазлов, так и живописное произведение составляется из маленьких фрагментов. При помощи живописных пятен «лепится» форма изображаемого предмета.

В качестве иллюстрации этой мысли я сделал подборку из портретов. На иллюстрации представлены незаконченный эскиз, готовый портрет и фрагменты из разных работ. Я выбрал именно портреты, потому что здесь хорошо видно, как отдельными мазками краски формируется четкое изображение человеческого лица. Большими мазками или пятнами лепится вся форма головы. Изображение складывается из этих пятен краски подобно тому, как картинка складывается из кубиков. На начальном этапе живописи работа пишется широко, т. е. большими мазками (это видно на иллюстрации в первом примере). Поэтому сначала живопись смотрится грубо и слишком обобщенно. Но при дальнейшем уточнении деталей, такая «угловатость» проходит. Уменьшение размера мазка позволяет написать подробности, например, глаза, нос, губы… Но мазки краски все равно остаются. Просто они становятся меньше и незаметнее.

Как видим, пятна краски соответствуют граням лица, граням носа, граням губ… Т. е. мазки краски — это не хаотичный набор пятен, это не мазня. Движения кистью должны быть продуманы. Хотя некоторая случайность здесь, конечно, присутствует. Чтобы так писать, нужно забыть про контуры предметов. То есть перестать думать, что есть контур, и что его нужно «заполнить» краской. Форма предмета в уме художника будет состоять не из контура и силуэта. Объемная форма в сознании художника будет складываться из отдельных фрагментов, соответствующим граням изображаемого предмета. Эти фрагменты или пятна сложатся в единый силуэт, и тогда зритель увидит реальный предмет. Объем этого предмета будет вылеплен этими пятнами, как скульптура вылеплена пальцами скульптора. Но для этого начинающие художники должны научиться думать, так сказать, на «языке живописного пятна». Тогда мазки краски не будут восприниматься ими как нечто нежелательное, а приобретут совсем другое значение. Они станут «кирпичиками» при строительстве «стены», а не «мазней» портящей «глянец» живописи.

Как я уже говорил выше, на начальной стадии работы мазки краски могут быть слишком грубыми. Однако, при дальнейшей проработке живописи неуместную грубоватость широкого письма можно убрать. Резкие грани можно сгладить. Слишком обобщенные места можно прописать подробнее. В итоге живопись приобретет законченный вид. Но в ее основе все равно будет лежать живописное пятно. На иллюстрации во втором примере можно посмотреть, как выглядит портрет на финальной стадии работы. Здесь уже не видно мазков краски на лице. Лицо написано гладко и реалистично. Однако, если приблизить этот портрет и приглядеться, то можно увидеть, как, вроде бы, гладко написанное лицо все равно состоит из отдельных пятен.

Этот пример показывает, что мазки кистью не портят живопись, а, наоборот, помогают сделать ее более выразительной. Поэтому начинающим художникам не нужно бояться мазков краски. Нужно научиться виртуозно работать кистью, чтобы живописное пятно было красивым и соответствовало изображаемому предмету. Если мазок краски положен удачно, то он не будет смотреться как ляп. Например, волосы девочки в первом примере написаны движениями кисти, повторяющими направление прядей волос. В отдельных местах используется полусухая кисть, поэтому гуашевая краска ложится на бумагу как бы в протирку. Это создает ощущение легкости волос, иллюзию. Здесь видно как пятно в живописи не только лепит форму, но и создает иллюзию реальности и передает фактуру поверхности. Поэтому нужно не просто «мазать», а постараться, чтобы мазок соответствовал изображаемому предмету. Если художник пишет траву в пейзаже, то мазки будут одни. Если складки бального платья — то другие. Можно передать материальность изображаемого предмета мазком, похожим на штрих. А можно писать широкими движениями мастихина.

В живописи существуют много разных техник. К примеру, можно писать гладко, лессировками. Но часто современные художники работают пятном. Да и в письме лессировками мы все равно увидим, как единое целое складывается из фрагментов. А значит, и в гладком письме будет действовать принцип ведения работы от пятна. Но чтобы эти пятна были профессиональными, нужно обрести навыки. Подобно жанглеру, художник должен виртуозно владеть кистью. Нужно научиться думать на «языке живописного пятна». Тогда любые мазки краски смогут «ожить» и выглядеть как реальный предмет, а живопись станет мастерской.

Алексей Епишин