О том, как пятна краски превращаются в живопись

Приходилось ли Вам наблюдать за работой художника? За тем, как мешанина красок на холсте постепенно превращается в реалистичное изображение? Многим бывает интересно посмотреть как это происходит. А увлеченным живописью людям, может быть, даже, захочется узнать некоторые секреты мастерства. Поэтому я решил опубликовать этапы своей работы над живописью с названием «На островке». Под иллюстрациями я разместил комментарии к своим действиям.

Этот этюд изображает цаплю на маленьком островке посередине реки. Размер этой работы маленький — 15Х21см. Поэтому каждый мазок кисти здесь хорошо заметен, а живопись написана широко и свободно. Однако, за этой свободой стоят четко выверенные движения кистью.

1. Проработка темных силуэтов полупрозрачным слоем краски.

001 Как пятна краски превращаются в живопись

На этом этапе живописи я слежу за текстурой, которую образует полупрозрачный слой краски. Например, островок, заросший осокой и камышом изображен плавно растекающийся краской. Дополнительно, контуры этого островка я буду сглаживать пальцем. Но для чего? Дело в том, что зритель не видит каждую отдельную травинку. Мы видим общую массу, сливающихся между собой травинок. Поэтому художник создает иллюзию посредством наблюдений и технических приемов в живописи.

2. Пастозное письмо: небо и вода

002 Как пятна краски превращаются в живопись

Далее, я пишу небо и поверхность реки. Небо в этом сюжете облачное. Но будьте осторожны. Не следует брать серую краску. Серый цвет, полученный путем смешения черной и белой красок, лишает живопись цветовой динамики. Его нужно использовать по-минимуму. Да, и в жизни цвет неба, затянутого облаками, не серый. Он серо-синий, серо-желтый, серо-фиолетовый… Эти тонкости цвета очень важны в живописи. Поэтому я навожу на палитре соответствующие цвета и широко прописываю нужные участки. Что касается отражения в воде, то его тональность будет чуть темнее тональности неба. Это можно взять за правило, так как в подавляющем большинстве случаев небо светлее своего отражения (хотя, здесь тоже есть исключения).

3. Отражение деревьев в воде

003 Как пятна краски превращаются в живопись

Границу между отражением леса и неба в воде я сглаживаю кистью, так как вода в реке покрыта мельчайшими волнами. А это создает такой оптический эффект, при котором отражение в воде размывается и растягивается по вертикали, перпендикулярно мелким волнам. У такого отражения не будет четких контуров. Чтобы лучше понять как изобразить эту иллюзию, понаблюдайте за водой на речке. Как меняется вода в зависимости от погоды или времени суток? Вы обнаружите массу интересных закономерностей.

4. Неспокойная река: штрихи на воде

004 Как пятна краски превращаются в живопись

Продолжая работать над отражением в воде, я прописываю пороги на воде вдалеке. Эти участки неспокойной воды смотрятся светлыми полосками на фоне темного отражения деревьев. Поэтому я наношу быстрые мазки краски, похожие на штрихи. Такими же «штрихами» я изображаю растительность вроде ряски на заросших участках реки.

5. Массы деревьев: прописываю детали

005 Как пятна краски превращаются в живопись

Живописные приемы, использованные при написании камыша, актуальны и в отношении деревьев, расположенных на берегах реки. Но здесь будет уже другая иллюзия, другая текстура. В полосе леса будут выделяться отдельные кроны деревьев и их ветви. Но по мере удаления они становятся все менее заметными. Поэтому я обобщаю деревья на втором плане, но пишу более подробно те деревья, которые впереди. Делается это посредством мазков краски, создающих соответствующую иллюзию. Я чередую прозрачные пятна краски с пастозными мазками. Где-то сглаживаю контуры, где-то делаю их четкими. Стволы некоторых деревьев я, лишь, намечаю тонкой кистью или процарапыванием обратным концом кисти. Но здесь не следует прописывать все стволы. Нужно выделить лишь некоторые детали. Остальное следует обобщать. Тогда в живописи образуется ритм, динамика, иллюзия реальности.

6. Появление цапли в центре композиции

006 Как пятна краски превращаются в живопись

После того как пейзаж написан, в середине этого этюда образовалась пустота. Здесь явно напрашивается какой-то объект, который бы выступал в качестве композиционного центра. Наверное, самым подходящим здесь будет изображение какой-нибудь речной птицы. Поэтому в заключении, я пишу на островке в камышах — цаплю.

Этюд приобрел законченный вид, поэтому я завершаю эту работу и даю живописи хорошо просохнуть.

Алексей Епишин

Смотрите далее:

Язык живописного пятна

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству