Белый снег на ёлке. Белый иней в лесу. Зимнее белое небо. Следы на белом снегу. Наверное Вы спросите зачем я всё это перечисляю? Чтобы сделать очевидной проблему: как изображать белое на белом? Для многих начинающих художников это становится огромной сложностью. Пишите ли Вы зимний пейзаж или натюрморт из белых предметов — в любом случае нужно научиться изображать белое на белом. Но как это сделать?
Белое на белом
Давайте рассмотрим пример, который ответит на этот вопрос. Представьте белую раму окна с белым облаком на небе. Что светлее? Конечно облако. Но почему? Ведь, и рама и облако белые? Рама окна выглядит более тёмно потому что она находится в помещении, то есть в тени. Облако же освещено солнцем. Поэтому светосила у них разная. Но различаться будет не только тон (светлое-тёмное), но и цвет.
Например, Вы ищете на палитре цвет воображаемой рамы окна. Берёте белый, добавляете в него немного чёрного и получаете серый. Но, предположим, окно со стороны комнаты окружают синие обои. Значит в серый мы должны добавить чуть синего. В итоге цвет рамы получится путём смешения белого, чёрного и синего в разных пропорциях.
Но у нас остался невыясненным цвет освещённого солнцем облака. Каким же он будет? Поскольку солнечный свет имеет тёплый оттенок, то цвет нашего облака будет получен из смеси белого и чуть-чуть жёлтого.
В результате «белая» рама и «белое» облако будут выглядеть на холсте как серо-синее и бело-жёлтое.
Данный пример показывает, что белый цвет в природе не является абсолютно белым. Таких примеров может быть много: белая лампочка и белый потолок, белая бумага и белая стена, белое молоко и белая кружка… Все эти объекты по-разному белые. А это означает, что для каждого из них нужно подбирать разные оттенки белого цвета или разные полутона. В этом ключ к пониманию того, как писать белые предметы.
Снег в пейзаже
Сейчас я попробую намешать несколько очень похожих цветов из которых будет состоять снег в моём пейзаже. Попробуйте найти в них различия. Поверхность заснеженной земли я разделяю на два плана: первый — это снег на поляне, второй — это снег внутри леса. Поляна освещена дневным светом больше, поэтому снег на ней ярче. Снег в лесу будет находиться в тени и станет темнее. Подготовленные мной цвета являются серо-синим, серо-зелёным, бело-жёлтым, бело-розовым — ими я прорабатываю различные участки снега, по разному освещённые дневным светом.
Разница вышеперечисленных цветов едва уловима. И на первый взгляд они кажутся одинаковыми. Но это разные цвета. В этом и заключается «секрет белого цвета», ведь, для того чтобы написать что-то белое, художнику нужно найти множество едва различимых цветов. И этот поиск не так-то прост.
Иней на деревьях
Теперь давайте рассмотрим иней на деревьях — как его изобразить? Чтобы понять принцип, лежащий в основе того, как рисовать и писать иней, воспользуемся примером. Представьте песок на берегу моря. Можно ли нарисовать каждую песчинку? Ответ очевиден — нет. Множество отдельных песчинок сливаются в единую массу песка. Также и художники обобщают, когда пишут песчаную местность.
Но что общего между изображением песка и инея? Иней это кристалики льда на ветках деревьев. Мелких веток так много, что мы не видим каждую отдельно. Мы видим общую массу. Поэтому писать иней на деревьях — значит обобщать. Но какой цвет использовать при этом? Здесь нельзя усанавливать какие-то «формулы». Каждая живописная работа должна быть индивидуальной и творческой. Однако, можно ориентироваться на такой принцип: цвет веток дерева оптически смешивается с цветом инея и снега. То есть, если для веток использовать коричнево-синий, а для инея серо-синий, то для всей массы заснеженного дерева нужно замесить коричневый, синий и серый (белый). Но это упрощенный подход. Дополнительно нужно подумать о рефлексах, гармонии, светотени и т. д. То есть в этот замес ещё придётся подмешивать другие цвета.
Следующий важный аспект — это свет и тень на ветвях и кроне. На втором плане, где стоят ели и сосны, отдельные еловые «лапы» выступают из леса и больше других освещаются дневным светом. К тому же, на них скопилось много снега. Поэтому эти ветви я прописываю более светлыми красками, чем другие. Освещённость леса — это важный момент, на который художник должен обратить большое внимание.
Следы на снегу
Данную работу я назвал «Зимняя сказка». Есть в этом сюжете что-то такое. Маленькая ёлочка на поляне возле вековых деревьев, всё укутано снегом… Но чего-то не хватало. И мне пришла в голову мысль добавить следы на снегу. Тропинка поворачивает возле нашей ёлочки и скрывается вдалеке. Всё-таки сказка — это какое-то действие. Пусть в этом пейзаже будет ощущение, что здесь кто-то был — то ли одинокий странник, то ли таёжный зверь…
Но в этой связи возникает вопрос: как изобразить следы на снегу? Ответ такой: след — это углубление на плоскости. Значит, у этого углубления должно быть «дно» и «боковые стенки», которые освещаются светом по-разному. Поэтому я использовал три основных цвета: для теневой стороны, для самой яркой, и для той, что находится в полутени. Также нужно помнить о воздушной и линейной перспективе. По мере удаления в пространстве, следы уменьшаются в размерах и становятся приглушёнными в цвете. Таким образом тропинка получится «не приклеенной», а вполне естественной.
Переписываю второй план
Когда я написал этот пейзаж, то он показался мне слишком резким и контрастным. Поэтому я решился переписать второй план. Убираю светлый участок неба, а также тёмные деревья возле центральной ёлочки. Такие переделки иногда возникают у меня в работе. Вот и сейчас надо постараться. В итоге, излишняя контрастность исчезла и пейзаж стал выглядеть более цельно и мягко.
Данная живопись изображает зиму при облачной погоде и мягком свете. Но пейзаж может быть и совсем иным: снег может быть залит ярким солнечным светом, на нём могут лежать тёмные и резкие тени… Однако цвет белого снега всё равно не станет белым. Он будет уже другим, не таким как в этом пейзаже. Но это уже другая история.
Алексей Епишин