Когда художник рисует с натуры, то копирует ли он её на 100%? Нет. Чаще всего художники создают иллюзию, образ действительности. Давайте посмотрим что это означает на практике и разберём три иллюзии в пейзаже.
Иллюзия пространства
Пейзаж, который я сейчас пишу, называется «Тихие берега», потому что здесь тишина, умиротворение, спокойная гладь озера и берёзки, слегка шелестящие молодой листвой. Чтобы передать такое настроение, я должен создать два пространственных плана. Первый будет отличаться чёткостью и контрастностью. А второй — размытостью контуров и некоторой «дымчатостью». Благодаря такой разнице в пейзаже появится иллюзия пространства.
Иллюзия листвы на деревьях
Кроме пространства, мне надо создать ещё одну иллюзию — иллюзию листвы на деревьях. Когда на дереве много листвы, художник может брать краски и смело писать «плотный» силуэт кроны дерева. Но как быть, если листва редкая и сквозь неё просвечивает небо? Прорисовывать каждый отдельный листочек? Конечно нет.
Представьте, что Вы прищурились и смотрите сквозь собственные ресницы. Изображение в глазах станет темнее чем в действительности, потому что ресницы загораживают часть света. Но при этом Вы не увидите ни одной реснички. Они сливаются и изображение размывается. То же самое будет происходить, если смотреть через тонкую ткань, расчёску, быстро вращающиеся лопасти вентилятора и т. п.
Подобным образом множество мелких листочков или веточек на дереве сливаются в глазах и мы видим обобщённую картинку. То есть цвет неба и цвет листвы смешиваются и получается что-то среднее. Иными словами, если небо бело-голубое, а листва бежево-зелёная, то получится смесь белого, голубого, зелёного и бежевого. Это и будет цветом листвы на дереве.
Здесь можно взять большую кисть и написать крону дерева широкими, обобщающими мазками вышеупомянутого цвета. И лишь отдельные листочки можно прорисовать маленькой кисточкой, чтобы они выступали в роли акцента. Именно это я и сделал в своём пейзаже: замесил обобщающий цвет, а в некоторых местах прорисовал отдельные листья.
Таким же образом можно писать весенний или зимний пейзаж, когда на деревьях нет листвы. С той только разницей, что цвета будут использоваться другие.
В живописи которую я сейчас пишу, Вы можете наблюдать, как замешаный светло-зелёный цвет где-то становится темнее, а где-то — светлее. Это вызвано тем, что листочки на дереве растут неравномерно, и образуют скопления. Поэтому обобщённый цвет, о котором я говорил выше, станет менять свою плотность в зависимости от плотности скопления листочков. То есть кроны берёзок, сквозь которые просвечивает небо следует писать неравномерно.
Ритм живописных пятен
Ещё один важный момент в написании деревьев — это ритм повторяющихся листьев. Пишите ли Вы отдельные листики или их скопления, необходимо менять размеры и интервалы. Иными словами — один листик крупнее, другой — меньше, третий — ещё меньше… Также и расстояния между ними следует оставлять разные. Тогда Ваша живопись станет более правдоподобной. На практике это будет выглядеть так: Вы ставите на холсте не одинаковые «точки» а разнообразные. Многие начинающие очень часто в этом отношении совершают ошибки. Они увлекаются прорисовкой листьев, ставя совершенно одинаковые мазочки кистью. Как результат — пейзаж теряет реалистичность и приобретает «мультяшный», искусственный вид. Чтобы этого не происходило помните о ритме и применяйте этот принцип в своей живописи.
Иллюзия рельефа земли
Ещё одна иллюзия, о которой я хотел бы упомянуть — это создание рельефа земли. Трава, бугорки и ямки — всё это я не пишу буквально, а, тоже, создаю иллюзию. Конкретно в данном пейзаже это достигается наложением крупных мазков пастозной масляной краской. Формируются как бы грани рельефа земной поверхности. Некоторые мазки краски «рвутся», оставляя неравномерный «дырявый» след, повторяющий фактуру холста (в моём случае тиснённой бумаги). Эти и другие «замесы» краски создают ощущение или иллюзию травинок, неровностей, песка и т. д.
Однако, одной лишь техникой исполнения здесь не достичь поставленной цели. Чтобы показать рельеф земли, нужно передать свет и тень на каждом отдельном возвышении или бугорке. В пейзаже, который я сейчас пишу, кроме этих теней есть ещё большая тень, которая падает на землю от леса позади. А край берега освещается ярким солнцем.
Работа со светотенью с одной стороны, и живописная техника исполнения с другой, позволяют эффектно передать иллюзию рельефа земли, травы и т. д. Поэтому тут нужно осваивать академическую грамоту, а также накапливать практические навыки работы с масляной краской. Всё это в совокупности помогает более выразительно создавать иллюзию и образ изображаемых объектов.
Итак, мы видим, что художник — это не фотоаппарат, копирующий натуру. Художник создаёт образ. В реалистической живописи этот образ более похож на действительность и, зачастую, представляет собой зрительную иллюзию. В других же направлениях изобразительного искусства художники в большей степени преобразуют создаваемый ими образ, придавая ему, даже, декоративные черты. Но, каким бы ни было это переосмысление натуры художником, именно в нём и заключена вся ценность живописи.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи