Камертон в живописи. Как применить теорию тона Крымова?

Камертоном пользуются как эталоном в настройке музыкальных инструментов. В живописи тоже есть свой камертон для измерения светосилы. О чём идёт речь? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте поймём суть теории тона Николая Петровича Крымова — известного художника и педагога первой половины двадцатого века (1884—1958).

Общий тон в живописи

Таблица изменения общего тона в зависимости от времени суток. Крымов Н.П.

В основе его теории лежит понятие общего тона. Например вы изображаете дом на поляне. Дом покрашен белой краской и выглядит ярче чем деревья. Листва деревьев выглядит светлее чем ствол дерева — он кажется самым тёмным. То есть у каждого из этих объектов есть своя тональность или светосила (степень яркости и тёмности). Однако ещё, тон каждого отдельного предмета меняется в зависимости от времени суток. Например днём дом будет светлее, чем вечером или ранним утром. Также и деревья, и поле, и всё остальное… Это называется общим тоном. То есть яркость или тёмность всего пейзажа, всей картины. Смотрите иллюстрацию выше. Это наглядное пособие разработал Н. П. Крымов для обучения своих студентов. Оно демонстрирует как меняется белый цвет дома, цвет деревьев, травы, неба в зависимости от времени суток. Здесь видно как меняется общий тон картины: один и тот же пейзаж становится то светлее, то темнее.

Эталон светосилы

В ввиду этого возникает вопрос: что же будет самым ярким всегда и везде, независимо от времени суток? Что будет соответствовать белой краске на палитре, ведь, она самая светлая из всех красок? На что должен ориентироваться художник, чтобы определить степень яркости всего пейзажа? Этим эталоном является свет солнца, огня, лампочки, фонарей и т. д. Конечно, свет от этих источников не одинаково яркий. К тому же, он будет всё равно светлее, чем любая белая краска. Ведь, какой бы белой она ни была, белила не испускают свет, а отражают его. Но, условно, между источниками света и белилами можно поставить знак равенства, потому что светлее белил в арсенале художника ничего нет. Поэтому все остальные части пейзажа, даже такие светлые как небо, стволы берёз, или, покрашенная белой краской архитектура, бордюр, белый забор… — нельзя писать чистыми белилами. Эти предметы будут темнее. Насколько темнее — зависит от множества факторов. Например белый забор в тени и белый забор на свету — это два разных цвета. А самым светлым в этом примере будет не освещённый солнцем забор, а сам солнечный диск. Он и станет эталоном светосилы, сопоставимым с белилами.

Общий тон и экспокоррекция в фотокамерах

Чтобы лучше понять вышесказанное, давайте обратимся к фототехнике. В большинстве современных фотоаппаратов имеется функция коррекции экспозиции. Что это такое? В фотографии есть такое понятие как «выдержка». Это время воздействия света на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше это время, тем светлее получится кадр. Современные фотокамеры автоматически подбирают нужное время. Но бывает так, что сюжет сложный и фотокамера или перетемнит или сделает кадр светлее нужного. Функция экспокоррекции даёт возможность поправить ситуацию — либо уменьшить время выдержки, либо увеличить. В результате отснятый кадр станет нужной светосилы.

Если перевести эти термины на язык живописи, то изображение может менять общий тон. Посмотрите на отснятый мною пейзаж. Здесь несколько вариантов одного и того же места. Одни кадры темнее, а другие светлее. Это и есть изменение общего тона. В данном примере я использовал графический редактор. Но то же самое можно сделать и во время съёмки при помощи экспокоррекции. И то же самое можно сделать при помощи кисти и палитры.

Изменение общего тона в пейзаже

Слишком тёмный или слишком светлый пейзаж вызывает негативную реакцию. Почему? Потому что мы интуитивно понимаем, что это неправильно, не реально, не соответствует действительности. Однако, когда пейзаж искажён незначительно, большинство зрителей этого не замечает. Тем не менее, даже небольшие ошибки в передаче общего тона могут влиять на передачу времени суток и состояния природы.

Исключения из правила

Как известно, в любом правиле есть исключения. Это применимо и к нашей теме. В целом, конечно, нужно следовать соответствию общего тона к выбранному времени суток. Но бывает, что творческий замысел художника подразумевает небольшое тональное искажение. Например, иногда нужно сделать акцент и, к примеру, одну-две берёзовые ветки написать более светлой краской. Это выделит нужный фрагмент в живописи, подчеркнёт силуэты. Но нужно помнить, что это работает не всегда. Поэтому данный приём следует использовать с осторожностью. Необходимо оценивать каждую конкретную ситуацию отдельно. К тому же, если пересветлить не одну-две ветки из нашего примера, а целый десяток, то это уже станет значимым отклонением в передаче тона и глаз будет видеть, что здесь что-то не так.

А вот другой пример. Фотограф снимает пейзаж в сумерки. Если правильно передать общий тон, то природа станет настолько тёмной, что на отснятом кадре детали вообще не будут различимы. Поэтому он намеренно делает снимок чуть светлее. Однако, если переусердствовать и сильно высветлить кадр, то потеряется ощущение вечера, пейзаж станет нереалистичным.

Заключение

Итак, мы увидели насколько важно для художника задумываться о правильной передаче общего тона. Чуть пересветлил или чуть перетемнил — и всё, состояние природы уже не то. Поэтому следует постоянно сравнивать светлые части пейзажа с самыми яркими объектами — светом солнца в природе и белилами на палитре. При этом совершенно не нужно смотреть на солнце. Этого категорически нельзя делать, иначе можно ослепнуть. Сравнивать можно со светлым участком неба, находящимся рядом с солнцем. А в дальнейшем такое сравнение можно производить «в голове», виртуально представляя те или иные сочетания. Такой камертон в живописи позволит не ошибаться с общей тональностью картины и правильно передавать состояние природы.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству