Живопись маслом: как художники рисуют дождь?

Нажмите на изображение, чтобы посмотреть фильм с этапами работы над этой живописью на YouTube:

000 Живопись маслом_как художники рисуют дождь

Для изображения дождя в живописи художники руководствуются двумя ключевыми закономерностями. Первая заключается в том, что дальний план в такую погоду должен быть ненасыщенным, «дымчатым». А вторая закономерность, если говорить о реке, сводится к тому, что поверхность воды на которую падают капли дождя, должна быть «зернистой», матовой. Свой пейзаж я назвал «Дождь идёт». Он изображает небольшое озерцо в лесу. Когда я фотографировал это место, внезапно набежали тучи и пошёл дождик. Солнечные краски резко сменились совсем другим колоритом, который и привлёк моё внимание.

Этапы работы над живописью:

001 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
002 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
003 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
004 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
005 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
006 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
007 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
008 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
009 Живопись маслом_как художники рисуют дождь
010 Живопись маслом_как художники рисуют дождь

Чтобы изобразить дождь, нужно подумать вот о чем. Капельки дождя настолько малы, что глаза человека их не воспринимают, не видят. Но миллионы капель в целом образуют в атмосфере, так сказать, завесу. Это похоже на туман. Из-за этого, все далеко расположенные объекты, выглядят светлее, чем обычно. Их цвет становится менее насыщенным. По мере удаления к горизонту этот эффект усиливается. Поэтому в данной живописи лесной массив вдали менее контрастен, менее насыщен по цвету, и выглядит светлее по тону.

Если в пейзаже присутствует водоём, то дождь ещё и изменит внешний вид поверхности воды. Водная гладь перестанет быть «идеально глянцевой». Поэтому отражение в воде станет более размытым. Создастся ощущение матовой поверхности. Это происходит из-за того, что капли дождя оставляют на поверхности воды множество мельчайших волн. Эти «микроволны» могут быть заметны вблизи. Но вдалеке их уже не разглядеть — они сливаются в единое целое.

Поэтому на первом плане этой живописи я прописываю маленькие круги на воде от капель дождя. Они перемешиваются и образуют, образно говоря, «паутинку». Но по мере удаления, таких подробностей уже не видно. Поэтому вторые и третьи планы воды я «размываю» и пишу более обобщённо.

Ещё, в дождливую погоду меняется характер освещения. Солнце прячется за тучи и свет становится рассеянным. А значит, все переходы света в тень будут более мягкими, размытыми и менее контрастными.

Если учитывать вышеперечисленные факторы влияющие на пейзаж, и правильно передать эти изменения природы в живописи, то дождь будет реалистично смотреться на холсте художника.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству