Художники часто сталкиваются с проблемой — как оформить своё творчество в раму без больших затрат. Есть ли альтернатива заводскому багету из пластика? Оказывается — есть! В этой статье я хочу рассказать об одном рецепте, который основан на традиционной технологии производства багета, но несколько изменённом под современные условия и возможности художников.
1. Как и в классической технологии, основой будущего багета будет служить рейка из дерева. Но она уже будет не профилированной, а плоской. Такие рейки можно купить в любом магазине строительных материалов и их стоимость будет в разы ниже. Для того, чтобы не вырезать в багете паз для подрамника будущей картины, на основную рейку можно набить обыкновенный штапик или рейку сечением 10Х10 мм. Лучше её закрепить не на гвоздиках, а на шурупах, как показано на иллюстрации.
2. Для создания декоративного профиля можно использовать отливку орнамента из специальной гипсовой смеси. Но в отличие от классической технологии, где часть рельефа выстругивается рубанком в деревянной основе багета, наш рельеф будет отлит целиком. Ведь, основная рейка у нас — плоская. После, когда отлитый декор полностью затвердеет и высохнет, его нужно проклеить раствором обычного пищевого желатина. Проклейку лучше сделать три раза. Это необходимо для того, чтобы будущий красочный слой не сильно впитывался в гипс и надёжно сцеплялся с ним. Затем, отлитый и проклеенный профиль следует наклеить на деревянную основу. Для этого лучше всего подойдёт обычный клей для потолочной плитки (например «Титан»).
Теперь о составе этой специальной гипсовой смеси. По-сути это левкас. Но от классического левкаса наша смесь будет отличаться. Также она отличается от той мастики, которую используют в традиционной технологии старых мастеров. Наша смесь будет адаптирована под возможности современных художников и ассортимент стройматериалов в магазинах. Итак, смесь для отливки декоративного профиля состоит из гипса, волокон бумаги и раствора желатина. По желанию отливку ещё можно армировать для большей крепости. Но прежде, чем смешивать эти ингредиенты нужно извлечь из бумаги волокна. Перетирать или измельчать бумагу в домашних условиях проблематично. Поэтому, можно использовать клочья обычной туалетной бумаги. Затем, их следует замочить в растворе желатина. После набухания, образовавшуюся бумажную массу нужно долго и тщательно перемешать. Она должна быть однородной (насколько это возможно). Затем, при постоянном рамешивании, в эту массу добавляют сухой гипс. Наша необычная смесь должна обладать консистенцией алкидной краски. Гуще нельзя — раствор не зальёт все детали формы. Жиже — тоже плохо — рельеф будет не достаточно прочным. Прежде чем заливать смесь, форму нужно смазать машинным маслом или парафином. Таким образом, мы предотвратим склеивание формы и готового изделия.
3. Декорирование багета. Это самый интересный этап, когда изделие приобретает законченный вид солидного багета. Здесь можно пойти двумя путями — покраска или отделка фольгой. Более подробно о покраске и декоративной отделке багета я писал здесь.
В заключении, хочу сказать, что этот способ самостоятельного изготовления рамы для картины, конечно дешевле. Но он требует большого труда, выдержки и времени. Не каждый художник решается на такой «подвиг». Поэтому тем, кто захочет попробовать, нужно выделить для этого достаточно времени. Также добавлю, что Ваш труд вознаградится и Вы будете приятно удивлены тем, как можно сделать своими руками, из подручных материалов шикарный багет. Багет, не уступающий своим внешним видом заводским аналогам итальянского багета.
Алексей Епишин
Читайте также:
Традиционная технология изготовления багета для живописи.
Покраска и декоративная отделка багета для картин.
Как сделать рамку для картины своими руками?
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи