Рисуем портрет: поэтапный рисунок головы человека

000 Поэтапный рисунок головы человека

С чего начинать рисовать портрет? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники. Какие существуют этапы в рисунке головы человека? Имеет ли значение с чего начинать рисовать? Рассмотрим это подробнее на примере рисунка мужского портрета.

Для опытных мастеров вопрос этапности рисунка, наверное, не является принципиальным. Такие художники могут с чего угодно начать работу и как угодно её продолжать — результат будет одинаково замечательным и профессиональным.

Однако, существуют определённые традиции в отношении этапности ведения рисунка, которым учат в классической художественной школе. Данные рекомендации возникли не на пустом месте. Они помогают и облегчают процесс рисования. Поэтому следование этим традициям особенно важно для начинающих художников, ведь оно поможет добиваться более качественного результата за более короткие сроки.

Главный принцип здесь такой — вести работу над рисунком от большего к меньшему. То есть сначала нужно наметить контуры головы в целом. Затем следует наметить центральную линию и уровни, от которых зависит расположение бровей, глаз, носа и губ. А дальше уже рисовать эти детали портрета подробнее. Иными словами, расположение глаз, носа и рта будет зависеть от рисунка больших масс и контура всей головы. Однако, следует помнить, что здесь следует не срисовывать с натуры, а строить рисунок, подобно построению в рисунке натюрморта. Для этого необходимо знать основы пластической анатомии человека.

Первый этап

001 Поэтапный рисунок головы человека

На иллюстрации, на первом этапе рисунка я сначала наметил контур всей головы. Её форма похожа на форму куриного яйца. Такая аналогия может помочь начинающим на первых порах. Затем я провёл ось симметрии — линию, проходящую по центру головы. Ось очень важна, так как посредством неё можно сравнивать левую и правую стороны лица. Такое сравнение позволит избежать в портрете кривизны и ошибок. Затем я намечаю основные ключевые точки — границы лба, скуловую кость, подбородок. Эти «точки» определяют овал лица будущего портрета. Далее размечаю уровни бровей, носа, подбородка. Эти линии делят лицо (от края подбородка до края лба) на три равные части. К ним можно ещё добавить уровень глаз. Он, как правило, располагается посередине головы. Данные пропорции являются усреднёнными и могут немного отличаться в зависимости от индивидуальности человека. Но в целом, нужно ориентироваться на такие размеры. Разметка основных масс и ключевых анатомических особенностей очень важна на первом этапе. После неё будет значительно проще рисовать детали портрета.

Второй этап

002 Поэтапный рисунок головы человека

На втором этапе я рисую подробности: грани лба, скулы, глазные впадины, челюсть… Далее на «подготовленном месте» можно рисовать глаза, нос, губы, брови. Данные элементы лица должны быть «на своём месте». От этого зависит портретное сходство и узнаваемость человека. Поэтому сначала обобщённо рисуем голову с вышеперечисленными зонами, а потом уже размещаем глаза, губы и нос. О том, как рисовать эти детали портрета я подробно показал в данных статьях:

По мере того как рисунок начинает проясняться и все необходимые контуры определены, следует начать проработку самых тёмных участков — теней. Сильно на карандаш лучше не нажимать. Сделать штриховку темнее можно на следующем этапе. А вот высветлить черноту в случае ошибки, будет намного сложнее. Поэтому необязательно укладывать штрих в полную силу.

Третий этап

003 Поэтапный рисунок головы человека

На третьем этапе рисунка можно переходить к полутонам. Согласно закону светони, существуют шесть зон с разной освещённостью: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. На втором этапе я начал немного вводить собственные тени. Сейчас, на третьем этапе, следует продолжать штриховку и, помимо теней, вводить полутени. Затем прорабатываем самые светлые зоны. То есть мы ведём рисунок от тёмного к светлому. Если сделать наоборот, то можно увлечься и обнаружить, что тени приходится делать очень тёмными и силы карандаша для этого не хватает. Конечно, это не означает, что Вы обязательно перетемните рисунок. Но вероятность этого увеличится, так как эталон самого тёмного будет отсутствовать и сравнивать тон будет не с чем.

Как Вы уже поняли, заключительный третий этап — это, в основном, работа над полутонами. И эта работа является одной из самых сложных. Ведь малейшие изменения освещённости поверхности, малейшие изменения тона трудно различать. Чуть темнее, чуть светлее — и запутался. А от правильно проработанных полутонов зависит объёмность головы, реалистичность портрета. Поэтому третий этап работы над рисунком — это работа «чуть-чуть». Следует деликатно и понемногу прокладывать штриховку. Штрих повторяет форму поверхности — анатомические особенности головы. Это форма черепа, мышц, складок кожи. От этих форм зависят тени и полутона. Проследить их в портрете, конечно, сложнее, чем в рисунке шара, например. Но поняв и почуствовав форму, увидеть полутона будет проще. Подробнее о светотени читайте в статье «Законы светотени: от простых форм до портрета». Что касается штриховки, то в рисунке головы лучше использовать короткие штрихи. Укладывайте их так, чтобы штриховка образовывала как бы мазочки краски. Такими «мазочками» нужно, образно говоря, «лепить» форму головы.

По мере приближения работы к завершению, можно уточнять мелкие детали, подробности портрета. Блик в глазах, зрачок, веко, губы, крылья носа… Всё это требует деликатности и кропотливого труда. Однако, здесь необходимо произвести отбор того, на чём Вы сделаете акцент. Не все мелочи следует прорисовывать с одинаковым усердием. Не все детали портрета необходимо заштриховывать с одинаковой силой. Что-то нужно сделать темнее, контрастнее, чётче. Что-то «увести в туман». Умение расставить акценты очень важно в рисунке. От этого зависит его выразительность. Поэтому на последней, третьей стадии рисунка обязательно определите, что в портрете Вы сделаете главным. В моём рисунке это, во-первых, правый глаз (со стороны зрителя), во-вторых, нос и губы. После проработки деталей и достижения тональной цельности рисунка, третью стадию работы над портретом можно считать завершённой.

P.S. Кроме традиционного ведения рисунка от большего к меньшему, существуют и другие последовательности. Например, некоторые художники начинают рисовать портрет с глаз и носа, постепенно добавляя к ним соседние области.

Алексей Епишин

Читайте далее:

  1. Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека.
  2. Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
  3. Рисуем портрет: поэтапный рисунок головы человека
  4. Как рисовать глаза? Рисунок глаза карандашом от «а» до «я».
  5. Как рисовать нос? Поэтапный рисунок с обучающими схемами.
  6. Как рисовать губы в портрете? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
  7. Как рисовать ухо? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
  8. Как рисовать руки? Анатомия для художника
  9. Как рисовать кисть руки? Анатомия для художника

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству