Живопись маслом: «Розы в лучах солнца».

Многие привыкли к тому, что цветы на картинах художников изображаются в виде букета. Натюрморт с цветами в вазе стал привычным сюжетом, классикой. Однако, в данной работе другая цель — написать отдельные розы, растущие в живой природе. Здесь не будет ни вазы, ни стола. Более того, каждый цветок должен освещаться лучами солнечного света.

016 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

1. Светлые силуэты цветов на насыщенном тёмном фоне.

Для того, чтобы озарить эту живопись солнечным светом используется контраст. Светлые силуэты роз расположены на тёмно-зелёном фоне травы, листьев, веток… Фон пишется абстрактно. Мазки краски представляют собой пятна, в общей своей массе напоминающие листья и зелёную растительность. На первом этапе работы создаётся лишь основа, где фон не прописывается подробно и буквально. Контуры отдельных листочков и стеблей роз будут прорабатываться на заключительной стадии живописи.

001 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

002 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

003 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

004 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

2. Полупрозрачные лепестки роз, залитые солнечным светом.

Как отдельные лепестки розы, так и весь цветок целиком, имеют свет, полутени, тени, рефлексы. Однако, задача усложняется тем, что сквозь лепестки роз просвечивает солнечный свет. Они выглядят, словно, прозрачные. Поэтому в данной живописи нужно будет соединить светотени с прозрачностью лепестков. Тогда каждый распустившийся бутон розы будет купаться в лучах утреннего солнца.

Лепестки цветка растут вокруг центра по окружности. Там, где на пути света встречаются несколько лепестков, свет сквозь них не проходит. А там, где тоненькая стенка лепестка одна — там она полупрозрачная, и светится напросвет. К тому же края лепестков розы закручиваются в завиток. Такие «рулончики» не могут просвечиваться на свету, а значит они смотрятся темнее и на них можно увидеть светотень. Художнику нужно научиться видеть светотени как на отдельных лепестках и завитках, так и на всём цветке. Распустившиеся бутоны цветов наполовину светлые, а наполовину находятся в тени. Таким образом, мы придаём объём каждой розе.

Свет в данном сюжете имеет тёплый желтоватый оттенок, а значит тени станут холодными (с оттенками синего, фиолетового, зелёного…). Свет и тень всегда находятся в противоположности друг ко другу в плане цвета. Поэтому розовый на свету имеет примеси жёлтого. А розовый цвет в тенях будет иметь оттенки фиолетового, голубого… Таким образом, цвет роз становится не просто розовым, а более сложным, динамичным.

Ещё отмечу, что контуры предметов в живописи (в нашем случае это цветы и листья) не следует делать везде одинаково чёткими. В тенях их лучше растушевать или размыть. А на свету — сделать резкими и чёткими. Подобным образом нужно произвести отбор того, что будет прописано подробно и детально, и того, что следует обобщить. Например, часть лепестков роз я прописываю детально, а часть обобщаю.

005 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

006 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

007 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

008 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

009 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

010 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

011 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

012 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

013 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

014 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

3. Акценты и подробности на фоне.

У художников есть такой принцип: вести работу от общего к частному, т. е. от обобщённого к подробному. Те же, кто только делает первые шаги в живописи, наоборот, имеют склонность начинать рисовать с деталей. Однако, такой подход приводит начинающих художников в тупик, потому что занимаясь мелочами и подробностями, они упускают из вида по-настоящему важные моменты. Например, те, кто начинают портрет с детальной прорисовки глаза, после обнаруживают, что глаз оказался «не на своём месте». В результате портрет выходит кривой. Чтобы избегать таких ошибок, художники начинают с общего, а потом прописывают частное — детали и мелочи. Такой подход одинаково актуален как в пейзажном жанре, так и в портрете, натюрморте и других жанрах изобразительного искусства.

Поэтому я применил его и в этой живописи — сначала написал большие массы фона обобщённо и абстрактно. Затем написал детали — сами розы. Ну, а сейчас нужно ввести «детальки» в фон — отдельные листочки и стебли. Масса абстрактных мазков имитирует листву. И мне нужно написать лишь несколько листочков, на которых я сделаю акцент. Обобщённая часть фона уйдёт назад в глубину, а чётко и буквально прописанная часть как бы «всплывёт» вперёд. В этих акцентах я смело использую яркие краски на свету и тёмные краски в тенях. Это усиливает контраст. Маленькой кисточкой аккуратно прорабатываю рисунок стебельков и листочков. Но увлекаться этими подробностями не следует, так как их излишек затмит нужные нам акценты на фоне.

015 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

016 Живопись маслом. Розы в лучах солнца

В заключении работы я часто отхожу от холста и анализирую свой труд. Что-то получилось лучше, что-то хуже. Если есть то, что меня принципиально не устраивает, то я исправляю такие места. В среде художников существует мнение, что абсолютной законченности картины не бывает. Всегда есть что-то, что хотелось бы довести до идеала. Но постоянно переписывая холст, его можно просто испортить. Поэтому здесь нужна золотая середина. Анализируя написанные цветы в данной живописи, я прихожу к выводу, что и «общее» и «частное» находится в гармонии друг с другом. Ничего по большому счёту в этой живописи не вызывает сомнений. А значит работа окончена.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству