Этот пейзаж я написал по свежим впечатлениям от путешествия по осеннему лесу. Чудесная лесная долина и оранжевые берёзки не могли пройти мимо моего фотоаппарата. И вот, наступило время запечатлеть этот вид красками. Здесь я опишу весь ход работы. Но главной мыслью станет роль контраста в подчёркивании композиционного центра.
Работа пятном
Данная живописная работа небольшая, поэтому я начинаю писать сразу, без подробного рисунка. При помощи больших цветовых пятен создаю основу будущего пейзажа. В эту основу я буду вводить силуэты и детали будущего пейзажа.
Характер освещения
Уже в начале работы нужно писать так, чтобы в пейзаже ощущался характер освещения. Два склона образуют красивую долину в лесу. Один склон в тени, а другой на свету. Кроны берёз смотрятся светлым силуэтом на тёмном фоне второго склона долины.
Силуэты берёз
Золотистая осенняя листва образует большие оранжевые массы берёз. Поэтому я не пишу отдельные листочки, а передаю весь силуэт деревьев. Он состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки. Сквозь эти промежутки виднеется небо, другие деревья и т. п. Сами силуэты имеют свою неповторимую форму, которую художник должен уметь подмечать и передавать в живописи.
Падающие тени от деревьев
Чтобы деревья не «подвисли» в воздухе, а стояли на земле, я намечаю тени, которые они отбрасывают на землю. Поскольку ряд берёз находится достаточно далеко, то тени образуют узкие полосы и заметны не сильно.
Яркость берёзовых стволов
Нередко приходится наблюдать как некоторые авторы со всем усердием прорисовывают все деревья которые только есть в их пейзаже. К сожалению, на таких холстах стволы берёз все одинаково яркие, одинаково освещены, одинаково прорисованы в деталях. Такой подход неприемлем, потому что в этом случае живопись превратится в мультик или условно-декоративное изображение. В живописи нужно производить отбор. Ведь, на некоторые деревья падает больше света, чем на другие. А какие-то берёзки так сильно погружаются в глубину тени, что едва заметны. Поэтому я определяю несколько самых ярких берёзовых стволов и прописываю их светлым тёплым цветом. А некоторые деревья так прячутся в тени и настолько удалены вглубь леса, что их так называемые белые стволы окрашиваются в серо-фиолетовый цвет.
Выделение композиционного центра с помощью тонового и цветового контрастов
Наконец я подошёл к главной мысли этого урока живописи. Она заключается в том, что самые важные объекты композиции или композиционный центр нужно выделять из остальной части работы. В моём случае это берёзка, находящаяся чуть в стороне от буквального геометрического центра. Её силуэт самый светлый, ствол самый «белый». А рядом с ней соседствует тёмный фон леса. Такое соседство самого светлого с самым тёмным называется тоновым контрастом. Именно его я использовал, что бы подчеркнуть композиционный центр данного пейзажа.
Однако, в этой живописи я использовал ещё один «секрет» из арсенала художника — цветовой контраст. Это соседство противоположных, контрастных цветов. Из цветоведения известны три пары таких контрастных цветов. Это синий-оранжевый, зелёный-красный и жёлтый-фиолетовый. Эти цвета усиливают друг друга, если находятся рядом.
Как видно в моей живописной работе, тёмный фон позади — не просто коричневый. Он ещё содержит в себе фиолетовый оттенок. А осенняя листва берёз — жёлто-оранжевая. Вот и получается цветовой контраст — соседство жёлтого с фиолетовым.
Тоновой и цветовой контрасты подчёркивают композиционный центр, делают его более заметным, выразительным. Главные объекты в живописи словно оживают и начинают «звучать» по-особому. Если бы я не использовал этот приём в данной работе, то картина была бы очень скучной, так как композиционная схема этого пейзажа построена на горизонтальных линиях и берёзки просто выстроены в ряд. Наличие промежутка в этом ряду и тёмного фона помогли оживить композицию и пейзаж словно заиграл новыми нотами.
Фактура поверхности земли
Трава в этой долине была на удивление короткой, как на футбольном поле. Издали это создавало ощущение гладкой земли. Однако на первом плане даже короткая трава образовывала рыхлую и неровную поверхность. Плюс к этому она была присыпана сухой осенней листвой. Поэтому на первом плане я передаю эту рыхлую фактуру пастозными мазками краски. Делаю вторую прописку по просохшему предыдущему красочному слою. Если писать поверхность земли гладко, то это будет выглядеть неестественно. Поэтому я возвращаюсь и дорабатываю фактуру поверхности, чтобы она гармонично влилась в осенний пейзаж.
Детальная прописка осенней листвы
Наряду с большими массами деревьев, я пишу отдельные веточки и листья. Однако, здесь следует произвести отбор. Отбор того что нужно проработать и того, что трогать не следует. Поэтому я расставляю акценты возле композиционного центра, а остальные подробности опускаю. Таким способом художники тоже выделяют главное. Второстепенные же элементы пейзажа обобщаются.
Оформление в раму
Когда живопись удаётся, то художник и зритель получают эстетическое удовольствие. Не думаю что эта работа лучшая в моей практике, но твёрдую четвёрку она может получить. А значит и подарить зрителю чувство прекрасного. Когда же картина оформляется в раму, то она преображается и производит, порой, совершенно новое впечатление. Поэтому я решил сделать монтаж и «одеть» этот этюд в рамку с паспарту. Результат мне понравился и я решил поместить это изображение в конце статьи, чем и подвести итог данному уроку живописи.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи