Сопоставление — основа обучения рисунку

Основная сложность в обучении рисованию заключается в том, что начинающие художники не могут правильно передавать форму изображаемого объекта. Происходит это по двум основным причинам: глаз не может увидеть характер формы, а рука недостаточно хорошо слушается. Для преодоления второго препятствия нужно тренировать руку и обретать навыки работы с карандашом. А вот для развития способности видеть необходимо сравнивать различные части изображения.

Чтобы хорошо рисовать формы предметов нужно правильно передавать их пропорции. Например, в рисунке натюрморта с кувшином нужно сопоставлять ширину кувшина и его высоту. Высоту верхней части сосуда и нижней его части. Ширину горловины и ширину основания кувшина. Как видим, нужно сравнивать, сопоставлять. Такое сопоставление размеров происходит в уме художника. Это можно назвать глазомером. Особенно важно уметь сравнивать размеры отдельных частей единого целого в портрете. К примеру, сравнение ширины лба и ширины скуловой части лица или сравнение длины носа и размера глаз влияет на точность передачи характера человека. Всего лишь небольшая погрешность в передаче пропорций человеческого лица может изменить характер человека до неузнаваемости или придать ему не верную эмоциональную окраску.

В рисунке животных способность сопоставлять поможет начинающим художникам видеть анатомические особенности тех или иных животных. Например, чем отличается внешний вид немецкой овчарки от внешнего вида лайки? Все понимают, что это две разные породы собак. И в жизни мы легко отличим лайку от овчарки. Но как нарисовать этих собак, передав характер их породы? Весь секрет в передаче пропорций. И здесь нужно быть внимательным к деталям. А в детали всматриваются далеко не все. Художник же должен уметь их подмечать. Наблюдательность должна быть неотъемлемой чертой хорошего рисовальщика. И в первую очередь, художник должен подмечать размеры, пропорции, и характер форм. А для этого нужно сравнивать и сопоставлять.

Поэтому на уроках рисунка в художественной школе или в художественном училище необходимо побуждать обучающихся постоянно сопоставлять размеры предметов. Такое сравнение — основа для «постановки глаза» художника. А когда обучающийся овладеет профессиональным видением, это станет фундаментом успешной работы в самых разных видах изобразительного искусства.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству