Методика преподавания рисунка в художественной школе. Передача свето-воздушной среды

Урок рисунка в 4 классе детской художественной школы, начинается с компоновки листа и построения. Оси симметрии, эллипсы, линии простроения, определение пропорции предметов — всё это неотъемлемые стадии рисунка.       Однако, сейчас я остановлюсь на тональной проработке листа. Выполнив построение предметов, учащиеся приступают к штриховке. Конечно, в каждой школе свои традиции, но обычно, работа над рисунком делится на 3 этапа: 1) Построение. 2) Лёгкая проработка тоном теневых частей предметов. 3) Заключительная стадия — тональная проработка рисунка, передача светотени. И сейчас мы рассмотрим подробно, именно, этот третий этап рисунка. Прежде чем штриховать, учащийся должен понять характер освещения натюрморта: направление света, какой этот свет — контрастный или рассеянный. При контрастном освещении тени от предметов будуть иметь чёткие границы, а при рассеянном, наоборот, будут размытыми. От направления света будет зависеть расположение самого светлого места в натюрморте. Конечно, собственная окраска предмета тоже влияет на то, где будет самое светлое пятно (например белая чашка). Однако, сейчас я рассматриваю этот вопрос в контексте задачи урока, а именно — передача свето-воздушной среды. Именно поэтому в теме урока обозначен натюрморт из предметов одинаковой окраски на сером фоне. В такой постановке учащиеся столкнутся с задачей — как сделать так, чтобы предметы не сливались по тону друг с другом. И здесь стоит вспомнить извстный принцип в изобразительном искусстве — не бездумно срисовывать, а понимать суть: законы светотени и т. д. Таким образом, предмет, расположенный ближе к источнику света будет, светлее, чем тот, что дальше от него. Тот же закон применим и к освещению плоскостей (стены, драпировок, стола…) в постановке. Та часть плоскости, что ближе к источнику света (например, электрической лампочке) будет более светлой, чем та, что дальше. Здесь важно чувствовать общий тон, а не тон отдельных силуэтов. Законы светотени применимы не только к отдельным предметам, но и ко всему натюрморту. Если учащиеся поймут это, то фон в их рисунке будет не только освещённым, но и объемным. То есть будет передано пространство. Фон не будет плоским. Это и есть передача свето-воздушной среды. Однако, это не все способы её передачи. Чёткость контура силуэтов — ещё очень важный момент. Если художник заштриховывает лист одинаковым штрихом это не есть хорошо. Второстепенные части композиции — вторые или третьи планы, могут быть заштрихованы несколько «небрежно». Штрих может быть «мягким», широким. Контуры силуэтов могут быть более размыты. Композиционный центр, особенно если он совпадает с первым планом, наоборот, требует детальной проработки, аккуратности, хорошей заточенности карандаша. Сам контур главного предмета должен быть чётче, чем контур второстепенных силуэтов второго плана. Если выше перечисленные приёмы учащиеся понимают, а не бездумно используют в своей работе, то рисунок становится цельным и выразительным. Эти базовые понятия им будут нужны не только в рисунке, но и в живописи и других видах изобразительного искусства.

Использованная литература:

Хрестоматия «РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. КОМПОЗИЦИЯ»
Составители: Н.Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов Москва «Просвещение» 1989 г.;
«ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
выпуск 2-ой, редактор: И. Абельдяева, издательство Академии художеств СССР, Москва, 1960 г.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству

_______________________________________

 

TEACHING PATTERN IN ART SCHOOL

Lesson drawing in 4 class children’s art school, begins with a layout sheet and build. Axis of symmetry, ellipses, lines prostroeniya, the definition of the proportions of subjects — all are integral stage of the drawing. However, now I focus on tonal elaboration of the sheet. After completing the construction of objects, students begin to hatch. Of course, in every school in their own traditions, but generally, work on the drawing is divided into 3 phases: 1) Construction. 2) Easy to study tone shadow of the subjects. 3) The final stage — tonal study the figure, the transfer of light and shade. And now we shall consider in detail, namely, the third stage of drawing. Before the stroke, the learner must understand the nature of light still life: the direction of the light which the light — contrasting or scattered. With contrasting light shadows of objects will have a clear boundary, while scattered, on the contrary, will be blurred. The direction of the light will depend on the location of the lightest seats in the still life. In this setting, students are faced with the problem — how to make sure that objects are not blended in tone with each other. And here it is worth remembering izvstny principle in art — not mindlessly take rubbings, and understand the essence: the laws of light and shade, etc. Thus, an object located closer to the light source will be brighter than that away from him. The same law applies to the coverage of the (wall hangings, table …) in a statement. That part of the plane that is closer to the light source (eg light bulbs) will be lighter than that, what’s next. It is important to feel the overall tone, but not the tone of the individual silhouettes. The laws of light and shade are applicable not only to individual subjects, but to the entire still life. If students understand this, then the background in their figure will not only lighting but also interior. That is, will be transferred to the space. The background is not flat. This is the transmission of light and air. However, it is not all methods of transmission. Sharpness of the contour of silhouettes — is still very important point. If an artist is the same shade leaf stroke is not good. Minor part of the composition — the second or third plan could be hatched by a few «casual». Bar can be «soft» wide. The contours of the silhouettes can be more blurred. Compositional focus, especially if it coincides with the first plan, by contrast, requires detail, accuracy, good sharpened pencil. Sam outline the main subject should be clearer than the secondary circuit of silhouettes of the second plan. If the above mentioned methods, students understand and do not mindlessly use in their work, the figure becomes solid and expressive. These basic concepts they will need not only in the figure, but also in painting and other forms of art

References: A Reader «PICTURE. PAINTING. COMPOSITION «Compiled by: NA NA Rostovtsev, S. E. Ignatiev, EV Shorokhov Moscow» Education «1989;
«ART SCHOOL » Editor: I. Abeldyaeva, publisher USSR Academy of Arts, Moscow, 1960

Alexey Epishin