Какие бывают палитры для живописи?

Палитра — это то, на чем смешивают краски. И поскольку краски бывают разными, то и палитры тоже различаются. Итак, какими же бывают палитры?

Палитры можно поделить на три категории:

  • палитры для масляных красок;
  • палитры для красок на водной основе;
  • палитры для акварели;

Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист из дерева, покрытый лаком. Традиционно, такая палитра изготавливалась из цельного дерева. Но сегодня палитры все чаще делаются из фанеры. Но это не главное. Главным свойством палитры для масляной живописи является ее сопротивление к впитыванию краски. Легкость, жесткость и прочность, просто обеспечивают комфортную работу. Но устойчивость к впитыванию это главное. Поэтому деревянная поверхность палитры должна быть обязательно покрыта лаком. Лаковое покрытие будет предотвращать впитывание масла из красок. Это нужно не столько для защиты самой палитры, сколько для сохранения свойств масляных красок. Дело в том, что масло, уходя из краски в дерево, делает ее слишком густой. А это не только неудобно в работе, но и плохо будет сказываться на качестве красочного слоя в дальнейшем.

Глянец лакового покрытия важен еще и для того, чтобы палитру было легче чистить. В этом случае краска не проникает глубоко в пористую структуру дерева и ее будет проще счищать с поверхности. Если краски еще не высохли, то их вначале соскребают мастихином, а потом счищают тряпкой, смоченной в разбавителе. Иногда можно обойтись только одной тряпкой. Однако, когда краски уже засохли, кроме мастихина чистить палитру поможет обыкновенный чеснок. Очищенной долькой чеснока протирают засохший слой масляной краски. Чесночный сок способствует размягчению затвердевшего красочного слоя, поэтому его будет проще счищать.

Ввиду вышесказанного, следует добавить, что на практике не важно из чего сделана палитра для масляных красок. Важно какой поверхностью она обладает. Также не последнюю роль играет ее цвет. Если он белый, то глаз художника «автоматически» сопоставляет нужный цвет с белым. Это помогает точнее определять тональность подбираемых оттенков. К тому же, когда художник использует полупрозрачные смеси красок, чтобы увидеть как они будут смотреться на белом грунте холста, белый цвет палитры придется как нельзя кстати.

Что касается формы палитры, то традиционно ее делают овальной, но также бывают и разнообразные фигурные формы. Часто художники пользуются палитрами прямоугольной формы, которые идут в комплекте к этюдникам. Какой бы ни была форма палитры, в ней есть отверстие и выемка для пальцев, чтобы палитру можно было держать в руках во время работы. Но зачастую, художники располагают палитру на этюднике или любой другой опоре.

Палитры для красок на водной основе могут быть разными. Но сегодня, их в основном делают из пластика белого цвета. Гуашевые и акварельные краски легко смываются с пластика даже после высыхания. А вот акриловые и темперные краски, после высыхания, водой уже не растворяются. Поэтому, в этом случае палитру лучше вымыть сразу после работы, пока акрил не засох. Если говорить о практике, то художники, часто используют вместо таких палитр обычную плотную белую бумагу. Это позволяет не только смешивать краски, но и чувствовать как краска ведет себя на листе, ведь создаваемое живописное произведение, тоже будет на такой же бумаге. Это особенно важно в акварельной живописи.

Палитры для акварельных красок могут быть и из пластика, и из белого фарфора (например, тарелка), и из стекла и т. д. Белый цвет в данном случае особенно важен, так как акварель — краска прозрачная, а роль белил в акварельной живописи выполняет белая бумага, которая просвечивается сквозь красочный слой. Именно поэтому, белый цвет палитры здесь просто необходим.

Несмотря на удобство палитр из пластика, многие художники предпочитают использовать в качестве палитры именно белую бумагу, так как это позволяет видеть красочный слой таким, каким он будет непосредственно на листе будущего живописного произведения. То есть можно видеть как краска будет вести себя на бумаге: как она ложится на бумагу, как она растекается, какие разводы образует, как впитывается, какую насыщенность цвета создает… Поэтому смешивать акварельные краски на бумаге лучше, чем на пластике или стекле. К тому же, если использовать пластмассу, то акварель не ложится ровной пленкой, а образует капли. Если же нужно прописать большие участки живописи и потребуется много воды и краски, то из бумаги складывают конусообразную чашу. Из нее краска уже не вытечет, поэтому можно пользоваться большим количеством воды.

Как видим, выбор палитры зависит от типа используемых красок. И главное назначение палитры — обеспечить художнику удобство смешения красок.

Алексей Епишин.

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству