Виды грунтов для живописи, их состав и свойства

Грунты для масляной живописи в зависимости от вхо­дящих в их состав связующих веществ бывают: клеевые, эмульсионные, полумасляные и масляные.
Напоминаем, что однослойные грунты неэластичны, склонны к растрескиванию, поэтому при рассмотрении грунтов будут иметься в виду только грунты много­слойные.
Перед наложением каждого из перечисленных видов грунтов на холст обязательно наносится клеевой раствор— холст проклеивается. Клеевой раствор, так называемая проклейка, наносится в один или два слоя с целью изоли­рования ткани от проникновения в нее масла из грунтовых и красочных слоев.
     Клеевой грунт характеризуется тем, что в нем во­все не содержится масла. Он состоит из одной или двух проклеек и нанесенных на них слоев собственно грунта, состоящих из раствора клея с размешанным в нем пигмен­том: белилами, мелом, гипсом и введенными в него плас­тификатором и консервирующим веществом.
Клеевым грунтам свойственно сильно впитывать масло из наложенных на них масляных красок. Следует иметь в виду, что чрезмерно впитывающие грунты предрасполага­ют краски к прожуханию. Для уменьшения впитывающей способности доброкачественный грунт можно дополнитель­но покрыть слабым раствором рыбьего клея или желатина или слегка протереть отбеленным маслом, но в последнем случае грунт теряет характер чисто клеевого.
Клеевой грунт имеет матовую поверхность. Он не тре­бует выдержки временем, однако следует иметь в виду, что клеевые пленки с содержанием меда или глицерина требуют выдержки, нужной для стабилизации, потери из­лишней влаги примерно до 12 суток.
Многие картины, написанные на клеевых грунтах А. Герасимовым, С. Герасимовым, И. Грабарем, Б. Иоган-соном, П. Кончаловским, П. Кориным, А. Куприным, С. Чуйковым и другими художниками, сохранились в те­чение нескольких десятков лет очень хорошо.
     Эмульсионный грунт состоит из последователь­но нанесенных на предварительно проклеенный холст эмульсионных слоев разного состава. В зависимости от плотности плетения холста его проклеивают в один или два слоя, при редком плетении необходимо делать не ме­нее двух проклеек.
Следующие слои состоят из эмульсий, представляющих собой соединение клеевого раствора с маслом в разных пропорциях с добавлением сухих белил, мела и некоторых других компонентов. Особенность эмульсионных грунтов заключается в постепенном переходе от слоев, содержа­щих малое количество масла, к слоям, насыщенным боль­шим количеством масла. Следовательно, эмульсионный грунт состоит из слоев, последовательно переходящих от преимущественно содержащих клей к преимущественно содержащим масло. Таким образом, первый грунтовый слой близок по своему составу к проклейке, состоящей из клеевого раствора, а последний — к живописному слою масляных красок.
Эмульсионные грунты обладают меньшей способно­стью впитывать масло из красок, чем грунты клеевые. Эмульсионный грунт рекомендуется выдерживать в свет­лом, сухом помещении в развернутом виде (не в рулонах) в течение не менее 2—3 недель, лучше месяца—времени, нужного для высыхания и стабилизации нанесенных на холст эмульсионных грунтовых составов.
Эмульсионный грунт имеет матовую поверхность. В не­которых случаях на эмульсионных грунтах, особенно не­достаточно просушенных, наблюдается потемнение кра­сок, точные причины такого явления недостаточно изу­чены.
Эмульсионными грунтами вполне можно пользоваться для ответственных работ. Некоторые художники для пре­сечения прохождения масла из красок на обратную сторо­ну холста покрывают грунт покупных эмульсионных хол­стов раствором клея, эмульсией или лаком. Следует обра­тить внимание на то, что такие покрытия оправдываются только в том случае, если они наносятся на доброкачест­венные грунты с целью уменьшения их большой впитыва-емости. Если же грунт пропускает масло насквозь, главной причиной чего чаще всего является наличие в грунте мик­ротрещин, то никакие дополнительные покрытия этого де­фекта не исправят и лишь на некоторое время отсрочат выявление и увеличение микротрещин в грунте, влекущих рано или поздно разрушение картины.
     Полумасляный грунт отличается от эмульсион­ного грунта тем, что вместо последнего эмульсионного грунтового слоя он имеет очень тонкий слой свинцо­вых или свинцово-цинковых масляных белил. Таким обра­зом, полумасляный грунт состоит из клеевых слоев — проклеек, затем эмульсионных слоев с последовательно возрастающим содержанием в них масла и, наконец, из последнего тонкого слоя разведенных растворителем масляных белил. Завершающий слой масляных белил можно сравнить с «имприматурой», то есть с последним тонким слоем масляных свинцовых белил и некоторых других масляных красок, наносимых в старину на клее­вые грунты.

Иллюстрация 3: Разрывы в накраске синего кобальта на невыдержанном полумаслянном грунте и потемнение на эмульсионном грунте.

Иллюстрация 3:
Разрывы в накраске синего кобальта на невыдержанном полумаслянном грунте и потемнение на эмульсионном грунте.

Целесообразность нанесения тонкого слоя масляных белил в качестве последнего грунтового слоя подтвер­ждается следующими соображениями: тонкий масляный слой уменьшает некоторую рыхлость эмульсионного грун­та и придает ему большую прочность: уменьшает излиш­нее впитывание грунтом масла из красочного слоя и, вме­сте с тем, благодаря тонкости не препятствует умеренно­му проникновению в грунт масляного связующего красок, образующего как бы масляные корешки, что спо­собствует прочному сцеплению красок с грунтом.
Краски на полумасляном грунте крепко держатся, не склонны к прожуханию и не темнеют.
Полумасляный грунт имеет поверхность с небольшим глянцем.

Иллюстрация 4: Отсутствие разрывов в накрасках охры и синего кобальта на хорошо выдержанном полумасляном грунте.

Иллюстрация 4:
Отсутствие разрывов в накрасках охры и синего кобальта на хорошо выдержанном полумасляном грунте.

Полумасляный грунт обязательно должен быть выдер­жан перед его употреблением не менее 6 месяцев, так как на невыдержанном полумасляном грунте краски дают разрывы. Такие разрывы имеют в разрезе округлые края. Этот вид повреждения мешает эстетическому восприятию картины, но мало нарушает сцепление красочного слоя с грунтом и не всегда влечет за собой дальнейшие разруше­ния. Срок выдержки может быть уменьшен, если загрунто­ванный холст выдерживается в сухом, очень светлом, хо­рошо проветриваемом помещении, и, наоборот, увеличен при неблагоприятных для высыхания условиях. При по­купке загрунтованных холстов непременно надо обращать внимание на дату выпуска их, проставленную на этикет­ках.
Необходимость выдержки холста с полумасляным грунтом наглядно доказывается накрасками, сделанными 27 лет тому назад (илл. 3 и 4). Кусок холста одновремен­но был загрунтован в левой половине эмульсионным грун­том, в правой половине — полумасляным. Через несколько дней после нанесения грунтов, следовательно, без нужной выдержки полумасляного грунта, был нанесен мазок си­него кобальта. Мазок был положен к краям пастозно, а к середине — на границе эмульсионного и полумасляного грунтов — тонко. Менее чем через год кобальт на полу­масляном грунте дал трещинки, в дальнейшем все увели­чивающиеся.
На эмульсионном грунте кобальт не растрескался, но начал темнеть, и чем дальше, тем больше, тогда, как на полумасляном цвет его не изменился.
Надлежаще выдержанный полумасляный грунт может быть рекомендован как отвечающий основным требовани­ям, предъявляемым художниками.
     Масляный грунт состоит из проклеек, на которые непосредственно нанесены слои неразбавленных или мало разбавленных масляных белил.
Масляные грунты имеют глянцевую поверхность.
Масляный грунт требует гораздо большей выдержки, чем полумасляный, его необходимо выдерживать, в зави­симости от условий, не менее 1’/2—2 лет.
Этот вид грунта имеет большие недостатки и приводит к сильным разрушениям многие живописные произведе­ния. Основной дефект масляного грунта заключается в том, что его масляный слой после высыхания и выдержки становится настолько компактным и непроницаемым, что не дает возможности наложенным на него краскам прочно с ним спаяться посредством частичного проникновения в него масла из них. В результате слабого сцепления красочного слоя с масляным грунтом краски с течением времени начинают растрескиваться, отставать от грунта, осыпаться, и картина гибнет. Особенно слабо держатся на масляном грунте краски, наложенные корпусно, тол­стыми мазками.
К сожалению, многие художники не придавали особого значения отрицательным свойствам масляного грунта и любили на нем- писать, так как благодаря его плотности я малой проницаемости краски не жухли и работать было удобно и приятно.
Необходимо предостеречь от пользования чисто масля­ными грунтами, из-за которых гибнет немало картин, на­писанных в XVIII и XIX веках. Особенно печальную роль сыграли холсты с плотным, глянцевым масляным грунтом, выпускавшиеся с середины XIX столетия дрезденской фир­мой «Цвиллих», которая к тому же, по причине большого спроса, стала выпускать их, по-видимому, без достаточно длительной выдержки.
Как много вреда принес для сохранности живописи масляный грунт видно на ряде произведений крупнейших художников. Например, на картинах Репина: «Иван Гроз­ный и сын его Иван», «Запорожцы», «Проводы новобран­ца», «Портрет профессора Пирогова»—краски держатся очень слабо, местами отстают; картины эти не раз рестав­рировались и требуют постоянного наблюдения за ними художников-реставраторов. Слабо держатся краски и на некоторых картинах Сурикова, исполненных на масляных грунтах, например на картинах: «Степан Разин», «Покоре­ние Сибири», «Взятие снежного городка». То же относит­ся к некоторым картинам на масляных грунтах Левитана, Поленова, Верещагина, братьев Маковских, Нестерова и других (илл. 2, см. стр. 17). Однако тонко написанные на масляных грунтах картины Айвазовского сохранились хо­рошо.
Учитывая слабость сцепления красок с масляными грунтами и возникающую по этой причине плохую сохран­ность живописных произведений, масляными грунтами пользоваться не следует, особенно для пастозной живопи­си, тем более, если учесть возможность перетяжек картин.
     Левкас представляет собой многослойный грунт, ко­торый наносят на твердые основы — доски, стены и т. п. От левкаса требуется прочность, твердость и достаточная эластичность, предохраняющая от растрескивания в ре­зультате постоянного «движения» доски, обусловленного ее гигроскопичностью. Левкас, приготовленный с гипсом, обладает очень большой впитывающей способностью, а приготовленный с мелом или белилами тянет масло из красок меньше. Левкас имел широкое применение у рус­ских иконописцев под древнерусскую темперную жи­вопись. В настоящее время левкас применяется для покры­тия различных стендов, щитов, стен на промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других выставках.
     Грунт для пастели составляется из клеевого ра­створа и порошка пемзы, мелкого толченого стекла или песка. Если пастелью работают на бумаге без грунта, то бумагу берут очень шероховатую или специальную с вор­систой поверхностью, так как с гладкой бумагой пастель вовсе не имеет механической связи и легко стирается и осыпается. Грунт для пастели способствует более проч­ному механическому сцеплению частиц пастели с основой.

Материал взят из книги «МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ».
Автор: Василий Васильевич Тютюнник.
Редактор И.А. Куратова.
Художественный редактор В.В. Тирдатов.
Технический редактор А.П. Ефимова.
Издательство Академии художеств СССР.
Москва.
1962 г.

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству

_______________________________

Primers for oil painting according to their constituent binders are: adhesives, emulsion, polumaslyanye and oil.
We remind you that the single-layer soil inelastic, prone to cracking, so when considering the ground to be had in mind only the multilayered soils.
Before applying each of these types of soils on the canvas, always apply adhesive rastvor- canvas glued. Adhesive solution, so-called sizing is applied in one or two coats to isolate tissue from penetrating into the soil and oils from the ink layers.
Adhesive primer characterized in that it does not contain oil. It consists of one or two and prokleek layers are deposited on the ground itself, consisting of an adhesive solution with the pigment therein razmeshannym: whiting, chalk, gypsum, and introduced into a plasticizer and curing agent.
Adhesive soils tend to absorb much oil imposed on them oil paints. It should be borne in mind that too absorbent to ink soils predispose prozhuhaniyu. To reduce the absorbency good soil cover can additionally be a weak solution of gelatin or isinglass or lightly wiped bleached oil, but in the latter case the soil loses purely adhesive nature.
Adhesive primer has a matte surface. It does not require soaking time, but it should be borne in mind that the adhesive film including glycerin or honey require exposure required for stabilization of excessive moisture loss of up to about 12 days.
Many pictures are written on adhesive soils A. Gerasimov, S. Gerasimov, I. Grabar, B. Johann-Sonoma Konchalovsky, P. Korin, A.Kuprin, S. Chuikov and other artists have been preserved for several decades very good.
Emulsion primer consists of sequentially deposited on a pre-glued canvas emulsion layers of different composition. The density of the weave of the canvas is glued to its one or two layers, wherein the rare braiding must make at least two prokleek.
The following layers consist of emulsions constituting adhesive compound with the oil in various proportions with the addition of dry whiting, chalk, and some other components. Feature emulsion soil is a gradual transition from the layers containing a small amount of oil to the layers saturated with plenty of oil. Therefore, the emulsion primer consists of layers successively moving from predominantly containing glue to mainly containing oil. Thus, the first base coat is similar in composition to the sizing consisting of adhesive, and the latter — to the scenic paint layer of oil.
Emulsion soils have less ability to absorb oil paints, primers than glue. Emulsion primer is recommended to withstand a light, dry place in the unfolded state (not in coils) for at least 2-3 weeks, better-month time required for drying and stabilization applied to the canvas emulsion basecoat.
Emulsion primer has a matte surface. In some cases, the emulsion soils, especially the dried enough, there is a darkening of the color, the exact causes of this phenomenon is not well understood.
Emulsion soils it is possible to use for demanding applications. Some artists to prevent the passage of oil from the paint on the reverse side of the canvas cover ground canvases purchased emulsion adhesive solution, emulsion or varnish. It should be noted that such coatings are justified only if they are applied to soil benign to mitigate large-absorbing bility. If the soil passes through the oil, the main reason why most is the presence of micro-cracks in the ground, no additional coverage of this defect is not correct, and only for a time delay the detection of microcracks and the increase in the soil, which lead sooner or later the destruction of the picture.
Polumaslyany soil differs from the emulsion ground that, instead of the last emulsion layer of the soil it has a very thin layer of lead or lead-zinc oil whitewash. Thus polumaslyany primer consists of adhesive layers — prokleek then emulsion layers with successively increasing content of the oil and, finally, the last thin layer of white paint with diluent oil. The final layer of white oil can be compared with the «Imprimatur» that is, with the latter with a thin layer of white lead oil and other oil-based paints, applied in the old days on the adhesive primers.

Figure 3: Gaps in nakraske cobalt blue to green polumaslyannom ground and darkening on the emulsion ground.

Figure 3:
Gaps in nakraske cobalt blue to green polumaslyannom ground and darkening on the emulsion ground.

The expediency of applying a thin layer of white oil as the last layer of the soil is confirmed by the following considerations: a thin layer of oil emulsion reduces some looseness of the soil and gives it great strength: it reduces the absorption of excess oil from the ground of the paint layer and, at the same time, thanks to the subtlety does not prevent the penetration of moderate soil binder oil paints, forming as it were oily roots, which contributes to lasting paint adhesion with the ground.
Paint on polumaslyanom ground grip, not prone to prozhuhaniyu and do not darken.
Polumaslyany soil has a surface with a slight sheen.

Figure 4: There is no break in nakraskah ocher and cobalt blue on the well-seasoned polumaslyanom ground.

Figure 4:
There is no break in nakraskah ocher and cobalt blue on the well-seasoned polumaslyanom ground.

Polumaslyany soil must be kept before it is consumed at least 6 months, as the unseasoned ground polumaslyanom paint give breaks. These gaps have a cross-sectional rounded edge. This type of damage prevents aesthetic perception pictures, but few breaks grip of the paint layer and the ground is not always entail further destruction. Term exposure can be reduced if the primed canvas is kept in a dry, very bright, well-ventilated area, and, conversely, increased under adverse conditions for drying. When buying a primed canvas will certainly have to pay attention to the date of the release of their marked on labels.
The need for exposure of the canvas with polumaslyanym ground clearly proved nakraskami made 27 years ago (Fig. 3 and 4). Piece of canvas was primed simultaneously in the left half of the emulsion ground, in the right half — polumaslyanym. A few days after the application of primer, therefore, without the desired shutter speed polumaslyanogo soil has suffered a smear of cobalt blue. Pap was put to the edges of the pasty, and by the middle — on the border of the emulsion and polumaslyanogo ground — fine. Less than a year polumaslyanom cobalt on the ground gave cracks, further increasing.
On the ground cobalt emulsion is not cracked, but began to get dark, and the farther away, the more, then, as to the color of his polumaslyanom not changed.
Properly seasoned polumaslyany soil can be recommended as a responsible major requirements artists.
Oil primer consists of prokleek that are directly deposited layers undiluted or diluted with a little oil whitewash.
Oil soils have a glossy surface.
Oil soil needs much more exposure than polumaslyany, it is necessary to maintain, depending on conditions, not less than 1 ‘/ 2-2 years.
This type of soil has great disadvantages and leads to strong destruction of many paintings. The main defect lies in the oily soil that its oil layer after drying and aging is so compact and impermeable, which does not allow him cash paint firmly join up with it by partial penetration of the oil from them. As a result of weak adhesion of the paint layer with an oil primer paint over time begin to crack, keep up with the ground, crumble, and the picture is dying. Particularly weak hold on the oil paint the ground imposed hull, thick strokes.
Unfortunately, many artists do not attach particular importance to the negative properties of the oil on the ground and the Germans loved to write, because due to its low permeability density I paint not withered and work comfortably and pleasantly.
It is necessary to warn against the use of pure oil soils, because of which killed a lot of pictures painted in the XVIII and XIX centuries. Particularly sad role played canvases with a dense, glossy oil primer, produced from the middle of XIX century Dresden firm «Tsvillih», which is also, because of the great demand, began to produce them, apparently without a sufficiently long exposure.
How much harm brought to safety oil painting primer can be seen on a number of works by leading artists. For example, in the paintings of Repin’s «Ivan the Terrible and His Son Ivan», «The Cossacks», «Farewell rookie», «Portrait of Professor Pirogov» -Colors hold very little, sometimes lagging behind; these pictures more than once restored and require constant surveillance of art restorers. Poorly kept and paint some pictures Surikov executed on oily soils, such as paintings, «Stepan Razin», «The Conquest of Siberia», «Storm of Snow Fortress». The same applies to some oil paintings on the ground Levitan, Polenov, Vereshchagin, brothers Makovsky, Nesterov and others (Fig. 2, see. P. 17). However, finely written on grounds of oil paintings by Aivazovsky well preserved.
Given the weakness of the clutch with oil paints and primers occur for this reason poorly preserved paintings, oil should not be grounds to use, especially for impasto painting, especially when you consider the possibility of constrictions paintings.
Gesso is a multi-layered soil, which is applied on the solid foundations — boards, walls and so on. N. From gesso requires strength, hardness and elastic enough, protects against cracking as a result of the constant «movement» of the board due to its hygroscopic. Gesso, made with gypsum, has a very high absorbency, and cooked with chalk or whiting pulls oil paints less. Gesso was widely used in Russian painters of Old Russian tempera painting. Currently gesso applied to meet the various stands, billboards, walls in industrial, construction, agricultural, and other exhibitions.
Primer for pastels made up of adhesive powder and pumice, small ground glass or sand. If you are working with pastels on paper without a primer, then take a very rough paper or special, with roughened surface as smooth pastel paper does not have a mechanical connection and is easy to wash and showered. Primer for pastels promotes more robust mechanical adhesion to the substrate particles pastels.
The material is taken from the book «Materials and techniques of painting.»
Author: Vasily Tyutyunnik.
Editor IA Kuratov.
Art Director VV Tirdatov.
Technical editor AP Efimova.
Publisher USSR Academy of Arts.
Moscow.
1962