Самооценка в процессе рисования

Человек, который занимается творческой работой для души, как правило задается вопросом: «Хорошо ли получилось?» В процессе рисования люди ведут внутренний диалог с самим собой, анализируя плоды своего труда. Но каким должен быть этот анализ, чтобы он содействовал успеху? И где находится золотая середина между похвалой и критикой? Как вести себя в моменты разочарования и успеха?

Когда человек рисует, занимается живописью или каким-либо другим видом творчества, он так или иначе оценивает плоды своего труда. Такая самооценка является естественной и необходимой, ведь в процессе работы ставятся промежуточные цели, от достижения которых зависит успех в целом.

Внутренний диалог художника должен быть конструктивным. Если автор слишком подвержен эмоциям и его кидает в крайности, то это плохо. Если не понравилось как получился рисунок, то не следует сразу бросать карандаш. В работе почти всегда есть эпизоды когда что-то получается не очень, но также есть и удачные фрагменты. Поэтому в моменты разочарования не следует все видеть в черном цвете. Нужно замечать и то хорошее, за что можно заслуженно себя похвалить. Такая уравновешенность поможет сохранить объективность и здравость суждений.

Второе, над чем надо задумываться в моменты неудач — это над вопросом: «Что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?» И здесь многие начинающие художники не умеют различать слова «нравится» и «грамотно». А ведь, это не одно и тоже. Одному может нравится кислое, а другому соленое. Но это не значит, что одно хуже другого. Это дело вкуса и личных предпочтений. А вот когда продукт не свежий, то это уже плохо. Этот принцип применим не только к кулинарии, но и к изобразительному искусству. Поэтому в первую очередь нужно следить за грамотностью исполнения. Это фундамент. А на нем уже можно выстраивать любую «архитектуру» своих предпочтений и желаний, а также давать оценку их реализации.

Итак, если в рисунке или живописи что-то не получилось, то как разобраться в причинах неудачи и наметить пути исправления? Для этого, конечно, нужны обучение и опыт. Но также есть одно средство, которое под рукой у каждого художника. Это натура. Она является очень хорошим учителем. Что бы художник ни рисовал — пейзаж, портрет, натюрморт, но если он рисует с натуры, то она его будет учить. Поэтому нужно задавать себе вопрос: «Сколько времени я смотрю на натуру, и сколько времени на свой рисунок?» Очень часто начинающие художники допускают ошибку: они редко смотрят на то, что рисуют. Они поглощены свей работой на столько, что 95% времени их взгляд устремлен в мольберт с рисунком. Но это неправильно. Нужно чаще смотреть на натуру и сравнивать. Именно сравнение является одним из главных ключей к успеху. Сопоставляя, художник может найти ответы на вопросы: «Почему именно мне не нравится результат работы? Где и какую ошибку я допустил? Что привело к этому? Как ее можно исправить? Каким принципом нужно руководствоваться для ее исправления, чтобы она не повторилась в будущем?»

Критиковать и хвалить — это удел не только зрителя, но и самого художника. Нужно уметь себя и критиковать и хвалить. Как я уже писал выше, это умение позволяет быть уравновешенным, и здраво оценивать свою работу. Но бывает, что человек впадает в крайности. Некоторые чересчур самокритичны. А другие, наоборот, хвастливы. И то и другое — нехорошо. Критика своего творчества необходима, чтобы развиваться и улучшаться. Нужно самому уметь видеть свои недостатки, а также уметь слышать оценку со стороны других. Бывает, что другие видят то, что не видишь сам. Но если художник постоянно замечает в своей живописи только ошибки — то это уже крайность, вредящая автору и его творчеству. Если же человек склонен к другой крайности — видеть только успехи, не замечать ошибок, хвастаться и превозноситься, то это будет тупиковым путем. Поэтому уравновешенная позиция в этом отношении поможет художнику профессионально расти, делать объективные выводы о своем творчестве, и не уходить в пессимизм, при преодолении трудностей.

Как видим, самооценка художника во время работы, очень важна и нужна. Но этот внутренний диалог должен помогать, а не мешать. Поэтому, если Вы возьметесь за кисти, то будьте внимательны к тому, на чем будете сосредоточиваться.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству