Контролируемая небрежность в рисунке

Контролируемая небрежность в рисунке

Слово «небрежность» как правило ассоциируется с чем-то нежелательным, неаккуратным, ошибочным. Но выражение «контролируемая небрежность» в рисунке подразумевает такой стиль рисования, при котором отсутствует точность линии. Однако, эта манера рисунка не является неаккуратной или неправильной. Такой рисунок может быть грамотным и профессиональным. Но он просто отличается свободной манерой исполнения.

Свободная манера исполнения рисунка является одной из важных составляющих умений художника. Например, она необходима когда художник должен сделать быстрые зарисовки. В таких набросках не нужна точность. Например, целью быстрых зарисовок может стать изучение пропорций предмета. В этом случае нужно просто наметить предмет, правильно соблюдая его пропорции. Тщательная прорисовка деталей будет только отвлекать художника от главной цели и тратить его время на ненужное.

В такой свободной манере художник допускает неточности или небрежность, которая, однако, является контролируемой. То есть автор контролирует свободу движений карандаша, не допуская неточностей в передаче пропорций, светотени, перспективы… Неточности в таком рисунке непринципиальные — «шероховатость» линий или приблизительность контуров в деталях.

Контролируемую небрежность художник может допускать в работе не только когда делает быстрые зарисовки в свободной манере рисования. «Небрежность» может быть намеренной и в длительных тональных рисунках. Например когда нужно передать материальность рыхлых или мягких поверхностей. Если художник заштриховывает шерстяную драпировку, то штрих будет более «растрепанным», фактурным и мягким, чем в штриховке гипсовых тел, металла или стекла, где штрих должен быть жёстким. Например, контуры травы, листвы, деревьев в пейзаже, или контуры волос в портрете не рисуют слишком четкими. Их не делают жёсткими, слишком ровными и «правильными». Наоборот, в этом случае художник намеренно растушёвывает контур, а штриховку делает рыхлой, мягкой или неровной.

Длительный тональный рисунок подразумевает поэтапную работу в контролируемой манере рисования, которая отличается аналитическим подходом, строгостью, тщательностью. Свободная манера рисования напротив, характеризуется интуитивным подходом, эскизностью и приблизительностью. Контролируемая небрежность допустима и при аналитическом подходе, однако, преимущественно она встречается в свободной манере рисования. Кроме того, она может отличать индивидуальный почерк отдельных художников. У одних авторов рисунок более точный, у других более свободный. Поэтому индивидуальная манера художника тоже накладывает свой отпечаток на стиль ведения рисунка и может отличаться «контролируемой небрежностью».

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству