Тени на воде. Живопись маслом

Как написать тень? Но не просто тень, а тень на воде? Для кого-то этот вопрос вообще необычен — разве бывают тени на воде — спросят они. Но такое явление действительно бывает, и оно довольно интересно для живописи. Поэтому я решил написать подобный вид. Ниже размещаю все этапы работы над живописью, которую назвал «Тени на весенней воде». Но сначала, приглашаю зрителя поразмышлять над некоторыми моментами.

Многие люди убеждены в том, что вода имеет голубой цвет, хотя, это не так. Большие массы морской воды, действительно, создают эффект, когда море окрашивается в голубые оттенки. Но пресная вода — прозрачная. Она не имеет цвета. Голубые и синие цвета образуются от того, что синее небо отражается от поверхности воды, как в зеркале. Но как же тогда на прозрачной воде могут быть тени от различных объектов, например, от деревьев? Ведь тогда их просто не должно быть видно?

Действительно на поверхности прозрачной воды теней не увидеть. Но пресная вода в большинстве водоемов имеет немного коричневый или зеленоватый оттенок, так как в ней растворены различные примеси: органика, песок, частички грунта и т. д. Вода становится немного мутной. А в мутной воде, точнее на ее поверхности, тени становятся хорошо различимы. И, чем более мутная вода, тем заметнее тени. Это хорошо видно на реках в период половодья. Талые воды приносят с собой грязь, а поток реки поднимает со дна ил. Поэтому весной, даже после того как уровень воды стабилизируется, вода остается мутной еще долгое время.

Вот такой весенний вид на реке я и буду писать. Сквозь остатки снега на полях уже хорошо видна трава. Деревья пробуждаются после зимы. А водный поток реки устремляется вдаль к горизонту. Легкий ветерок образует на воде маленькие волны, в которых отражается небо и деревья. Чем ближе река, тем шире она раскрывается, и мы видим не только лазурное отражение, но и толщу мутной весенней воды, освещенной солнцем. Тень от стоящего на берегу дерева, хорошо проецируется на поверхность такой воды.

Далее размещаю все этапы работы над живописью, где Вы можете все это увидеть:

Живопись маслом. Тени на воде 001

Живопись маслом. Тени на воде 002

Живопись маслом. Тени на воде 003

Живопись маслом. Тени на воде 004

Живопись маслом. Тени на воде 005

Живопись маслом. Тени на воде 006

Живопись маслом. Тени на воде 007

Живопись маслом. Тени на воде 008

Живопись маслом. Тени на воде 009

Живопись маслом. Тени на воде 010

Живопись маслом. Тени на воде 011

Живопись маслом. Тени на воде 012

Живопись маслом. Тени на воде 013

Живопись маслом. Тени на воде 014

Живопись маслом. Тени на воде 015

Живопись маслом. Тени на воде 016

Множество маленьких волн, образующих рябь на поверхности воды, я пишу маленькой кисточкой, нанося на холст крохотные мазки краски, похожие на штрихи. Каждую отдельную волну можно сравнить с воображаемым цилиндром, у которого зеркальная поверхность. Одна сторона цилиндра обращена к свету, поэтому отражает светлую часть неба. Вторая сторона обращена к темной части неба, поэтому отражает темно-синие цвета. Таким образом, я чередую светлые штрихи с темными. В результате получается иллюзия, впечатление воды, взволнованной ветром.

По мере приближения к первому плану, волны становятся заметнее и крупнее. Поэтому я начинаю их писать более крупными мазками краски. Пишу их более подробно, чем на втором плане. У левого берега реки находится темно-коричневая, зигзагообразная линия. Это отражение от дерева, растущего на берегу реки. Отражение искажается от волн и приобретает зигзагообразную форму.

От дерева падает тень, которая проецируется на поверхность воды от левого до правого берега, пересекая русло реки. Тени от множества мелких веток более размыты и прозрачны, чем тень от самого ствола дерева. Эта тень будет более сфокусированной, четкой и темной. Форма тени на воде искажается волной. Поэтому, где-то ее силуэт вытягивается, а где-то сжимается, он как бы огибает волну.

Чем ближе река к горизонту, тем лучше в ней отражается синева неба. Чем ближе вода к первому плану, тем меньше в ней голубых оттенков, и больше коричневых. Это объясняется тем, что по мере приближения, мы видим глубину реки, массу воды, или даже дно.

Все вышеперечисленные особенности речного пейзажа важны для того, чтобы живопись была живой, правдоподобной, реалистичной, а не надуманной. Поэтому художник должен постоянно наблюдать за природой, изучать ее. Например, если брать во внимание только отражение в речной воде, то как оно меняется в зависимости от погоды? Каким становится отражение в пасмурную погоду, в дождливую, или ясную? Как меняется цвет? Как меняется тон? Какой становится вода в ветренную погоду или в тихую? Над всем этим нужно наблюдать. Невозможно описать все подробности. Тем более в рамках одной статьи. Здесь важны личные наблюдения художника, пропущенные через призму его художественного видения. Тогда, накопленный опыт позволит ему передавать в живописи самые незаметные нюансы природы, такие как, например, тени на воде.

Алексей Епишин