«Райское место». Живопись маслом.

На земле существует много красивых мест, порой очень необычных и экзотических. Но есть такие виды среди «обычных» пейзажей, которые умиротворяют и создают особое настроение. Такое место я и буду сейчас писать: зеркало воды, березки на берегу, солнечный день… Одним словом — райское место. Именно так я и назвал данную работу. А урок живописи хочу посвятить ряду аспектов. В их числе несколько важных секретов, которыми пользуются художники. Но сначала представляю Вашему вниманию девять промежуточных этапов живописи, чтобы Вы видели весь ход работы. Итак, начнем.

Этапы работы над живописью

001 Райское место. Живопись маслом

002 Райское место. Живопись маслом

003 Райское место. Живопись маслом

004 Райское место. Живопись маслом

005 Райское место. Живопись маслом

006 Райское место. Живопись маслом

007 Райское место. Живопись маслом

008 Райское место. Живопись маслом

009 Райское место. Живопись маслом

Непростой солнечный свет

В этом пейзаже большую роль играет солнечный свет. Он необычный. Возможно Вы наблюдали как неравномерно освещается земля, когда по небу плывут облака и солнце то выглянет из-за туч, то спрячется. Облака отбрасывают тени на землю. Когда же солнце выходит из-за очередного облака — земля озаряется солнечным светом. Таким образом, свет на поверхности земли наблюдается не везде: часть ландшафта погружается в тень, часть находится на свету — как островки на воде. Именно такой характер освещения нужно передать в этой живописи. Березки на правом берегу будут залиты солнечным светом. А левый берег будет освещен солнцем не полностью — чем дальше, тем больше он и деревья на нем будут погружаться в тень от облаков.

Теплые и холодные цвета

Как известно, теплыми цветами называют желтый, оранжевый, красный, коричневый и т. д. К холодным цветам относятся синий, фиолетовый, зеленый и другие, стоящие с ними рядом. Если взять зеленый цвет, то, называясь холодным, он все же может стать чуть теплее или чуть холоднее. Если в него добавлять синий или фиолетовый, то зеленый станет холоднее. Если в него добавить желтый или коричневый — он станет теплее.

Так вот, нельзя просто разукрашивать пейзаж зелененькой краской. В жизни существует множество оттенков зеленого. А в живописи эти оттенки нужно усиливать, чтобы цвет звучал. Но как это делать? Есть замечательный принцип, которым можно руководствоваться, работая с цветом. Гласит он так: если тень холодная, то свет будет теплым. И, наоборот, если тень теплая, то свет будет холодным. Тень и свет чаще всего противоположны друг другу по цвету.

Есть еще один принцип. В живописи цвет должен «пульсировать» или чередоваться, становясь то теплее, то холоднее. Если вернуться к зеленому, то его можно делать чуть более теплым или чуть более холодным, подмешивая в него соответствующие краски. Чередование тепло-зеленого и холодно-зеленого создаст динамику цвета, что сделает живопись более выразительной. Тогда пейзаж не будет покрашен зеленой краской, а будет написан, что придаст живописи особое звучание.

По этой причине я пишу массу березок на правом берегу не просто зеленым цветом. Зелень, обращенная к солнцу становится теплее. Зелень в глубине, в тени — будет холоднее. Такая динамика оттенков зеленого должна быть и на кронах деревьев, расположенных на левом берегу. А также на траве, кустарнике, кувшинках и т. д.

Текстура красочного слоя

В первых двух пунктах мы коснулись теории. Но еще нужно подумать над тем, как Вы будете писать. Я имею в виду манеру письма, мазки кистью и тому подобное. Например, чтобы изобразить листву на березках, невозможно прописать каждый листочек (и даже если так сделать, вид будет искусственный). Что же делают художники? Нужно укладывать краску такими мазочками, которые передадут ощущение листвы и веток. То есть писать «коряво», эдакими «лоскутками». Это можно сделать кистью, мастихином и даже пальцем. Краску можно как бы «набивать» небольшими пятнами. Тогда красочный слой будет иметь текстуру, похожую на листву деревьев. То есть эта текстура создаст иллюзию листочков. Подобным образом нужно подумать о том, какой текстурой прописать стволы деревьев, траву, водную гладь, поляну и т. д.

Объем лесного массива

Группа березок на правом берегу образует массу зелени на которой можно наблюдать свет, полутень, тень и рефлексы. Начинающим художникам, которые хотят стать пейзажистами нужно научиться видеть светотень на природных формах. Конечно, свет и тень не будут смотреться так гладко как на гипсовом шаре, который часто рисуют с целью научиться передавать светотень. Кроны деревьев — это рыхлая структура, поэтому свет будет ложиться на ее поверхности неравномерно. Здесь нужно наблюдать за природой. Кроме того, под березками, на траве будет стелиться падающая от них тень. Поэтому землю под деревьями я пишу темными цветами.

Отражение в воде

Дальше хочется остановиться на том, как изобразить отражение в воде. По ссылке в конце статьи Вы можете прочесть интересную теорию на эту тему. Что касается данной работы, то силуэт деревьев будет повторяться и в воде. Но четких контуров в нем будет меньше. Если вода идеально гладкая и спокойная, то отражение в ней четкое. Но если на воде легкая рябь (мельчайшие волны), то силуэты в отражении и их контуры станут размытыми. Поскольку вода выступает в роли зеркала, то картинка в отражении будет повторять то, что над водой, но с некоторыми искажениями. Эти искажения зависят от погоды. В нашем случае светлые участки деревьев в отражении станут более темными чем в жизни. А темные фрагменты, наоборот, станут чуть светлее. В результате, отражение деревьев в воде будет выглядеть несколько мутным. Его цвет тоже будет меняться. Чем ближе к первому плану — тем вода темнее. Чем дальше — тем отражение будет яснее и контрастнее, оно больше будет соответствовать оригиналу.

Воздушная перспектива: выделяю первый план

Воздушная перспектива, в отличие от линейной, влияет не на форму объектов, а на их тональность и четкость. Иными словами, чем дальше предмет, тем он «бледнее», менее насыщен по цвету. Темные предметы по мере удаления выглядят светлее. Светлые же объекты, наоборот, приобретают более темный вид. Четкость или резкость предметов уменьшается. Если объект очень сильно удален от зрителя, например, находится у горизонта, то он будет выглядеть мутным, а его цвет изменится и станет чуть более голубым. Получится что-то вроде дымки. Это объясняется толщей воздушных масс между глазами наблюдателя и объектом.

Если применить вышесказанное к нашему пейзажу, то лес вдалеке превратится в плоскую голубовато-серую полосу (справа между небом и землей). Контрастность деревьев по мере удаления от первого плана уменьшится. То же самое произойдет с кувшинками на воде. Чем ближе кувшинки, тем четче и насыщеннее их силуэты. Чем дальше — тем они более мутные и темные.

Данный эффект очень важен в изображении пейзажа. Так, художник сможет передать ощущение пространства и воздуха на плоскости. Это наделяет живопись прекрасным свойством: создавать иллюзию реальности.

Ритм повторяющихся объектов

Еще один важный момент из «секретов» художника заключается в том, что повторяющиеся элементы пейзажа не должны быть одинаковыми по размеру и не должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга. Монотонность и однообразие повторяющихся форм лишает живопись естественности. В природе редко встретишь, чтобы деревья росли «по линеечке», как на параде. В искусственных насаждениях такое бывает, но в естественной среде деревья растут хаотично: на различном расстоянии друг от друга, а сами деревья отличаются размером. Поэтому стволы березок на правом берегу я стараюсь повторять так, чтобы избежать «одинаковостей». То есть какой-то ствол крупнее, какой-то меньше; какие-то стволы находятся ближе друг ко другу, а какие-то — дальше. Ритм повтора должен быть интересным и нести в себе естественное природное разнообразие. Большое, среднее, малое; близко, далеко, очень далеко — такими словами можно приблизительно описать суть вопроса. И это применимо не только к березкам в этом пейзаже, но и к облакам, кувшинкам, отдельным веткам, просветам между деревьями и так далее. Причем, я не всегда в точности следую натуре. Часто я беру ее за основу, а подробности могу уже рисовать импровизируя, руководствуясь вышеописанным принципом.

У художников существует много различных «секретов», которыми они пользуются в работе — интуитивно или осознанно. Какие-то наработки приходят с опытом, какие-то являются классикой обучения в художественных училищах. В данном уроке живописи я рассказал лишь о некоторых приемах. Вы могли наглядно увидеть как они применяются на практике. А это уже большое дело, ведь, соединить знание теории и умение в практической работе — не всегда получается.

Алексей Епишин

Читайте далее:

Как нарисовать отражение в воде?

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству