Посреди вековых деревьев. Живопись маслом

Чтобы ощутить величие мироздания, не всегда следует устремлять взгляд в космос. Иногда достаточно просто оказаться посреди могучих деревьев векового леса: огромных стволов уходящих в небо, массивных ветвей похожих на лапы таинственных существ, тишины первозданной природы… Но передать в живописи маленького формата всю мощь такого леса не так-то просто. Для этой цели я решил воспользоваться приёмом противопоставления и сравнения. Но об этом позже. Сейчас давайте рассмотрим несколько технических аспектов в живописи.

Иллюзия

Первый этап — создание красочного «замеса». То есть я не пишу подробности пейзажа, а обобщаю детали и пишу большими живописными пятнами. Стараюсь, чтобы эти пятна уже на начальном этапе имитировали ветви, кроны, хвою или листву. Например, перетекания краски создают неравномерность красочного слоя, похожего на отдельные ветки елей. А движения кисти соответствуют направлению их роста. В результате мазки и разводы краски становятся похожи на ветки из которых состоят силуэты елей. Художники используют такие «похожести», чтобы создавать иллюзию реальных объектов. Поэтому начинающим не следует бояться мазков или неровностей, а, наоборот, использовать их.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 001

На начальном этапе создаётся черновой замес краски, который на последущих этапах будет уточняться, корректироваться и дополняться подробностями. Однако, как я уже упомянул, даже на первоначальной стадии обобщенного письма фактура мазка уже должна быть хотя бы немного похожа на изображаемый объект.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 002

Итак, мы ведём живопись от общего к частному, от неточных и приблизительных пятен к хорошо прорисованным деталям.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 003

Разная степень освещенности силуэтов. Тональный разбор

Если мы пишем не открытое пространство, а пространство внутри леса, то тут тоже будут наблюдаться разные пространственные планы. В данном пейзаже я выделяю группу елей на первом плане, на втором, и большой лесной массив на третьем плане. Первая группа находится в тени. Деревья второго плана освещены солнцем. А стена леса третьего плана будет сверху немного освещенной, а снизу погружаться в глубокую тень. Таким образом, среди массы зелени и месива краски необходимо научиться выделять силуэты, а потом сделать тональный разбор в живописи, т. е. определить их тональность: что будет светлее, что темнее… Если тональность названных планов будет совпадать, то силуэты станут сливаться. Если тона будут неточными, то это тоже станет мешать созданию пространственных планов. Ввиду этого, начинающим художникам следует уделить особое внимание тональному разбору и освещению в пейзаже.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 004

Прорисовка деталей

После того как основа написана, ключевые цвета и тона определены, я приступаю к прорисовке деталей. Хотя этапность работы я строго не соблюдаю. Бывает, что в самом начале, когда все пишется обобщённо, напрашиваются какие-нибудь детальки. Тогда я вписываю в месиво красок отдельные листочки, веточки, каряжки… К тому же существуют разные техники письма, разные подходы. Бывает так, что художник ещё на первом этапе уже начинает писать подробности. Но в данной работе я начинаю с общего, а продолжаю писать с подробностями.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 005

Все ветки елей прописывать не нужно. Это испортит живость и реалистичность. Нужно произвести отбор того, что нужно прорисовать. В моём случае это несколько темных ветвей на светлом силуэте. Характер еловых ветвей таков, что они направлены в стороны и вниз. Многие ветки в нижних ярусах дерева отмирают и на стволе остаются только сучки. Эти «точки» на стволе расположены ярусами, на одинаковом расстоянии друг от друга.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 006

Сам же ствол имеет цилиндрическую форму. Следовательно, имеет освещённую сторону, полутени, тени и рефлексы. На самой большой ели первого плана ствол находится в темной зоне, поэтому на обращённой к зрителю стороне мы видим рефлекс — слабый отраженный свет. Поэтому этот большой ствол написан серо-фиолетовым цветом. На деревьях третьего плана свет как бы скользит по контуру, поэтому я намечаю его, лишь, по краю стволов, узкими мазками светлого цвета.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 007

Рельеф земли и фактура красочного слоя

Как изобразить рельеф поверхности земли на тропинке? На отдельных участках растет травка, в других местах чернозем переходит в каменистый или песчаный грунт. А сама змейка тропинки то поднимается на вершину холма, то спускается вниз, то поворачивает к свету, то погружается в тень. Художник должен передавать не границы тропинки, а перечисленные особенности рельефа. К тому же, если говорить о границах дорожки, то, строго говоря, их не существует. То есть мы не увидим четкую линию по краям тропинки. Вытоптанная поверхность земли постепенно переходит в траву, поэтому эта граница чаще размытая и, лишь, на отдельных участках будут наблюдаться четкие контуры.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 008

Итак, какими же техническими приёмами можно передать рельеф земли? Для этого я чередую полупрозрачные слои подмалевка с пастозными мазками краски. Но, главным образом, стараюсь передать различную освещенность граней поверхности. То есть один участок светлее, другой темнее… Чтобы подчеркнуть грани рельефа, я пользуюсь мастихином. Плоское лезвие мастихина прекрасно создаёт грани на красочном слое, которые великолепно имитируют грани рельефа земли.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 009

Чтобы создать иллюзию рельефности тропинки, я ещё использую фактуру красочного слоя. Пастозная краска образует неровности на поверхности (рельефность), которые создают иллюзию рельефа земли. Для большего эффекта такую живопись следует рассматривать под боковым светом, подчёркивающим рельеф красочного слоя.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 010

Композиционный центр

Как упомянуто выше, для подчеркивания мощи векового леса используется прием противопоставления и сравнения. На тропинке я расположил маленькую человеческую фигурку, чтобы зритель мог сопоставить размеры человека и гигантских деревьев. Эта фигурка выступает в роли композиционного центра. Несмотря на свой крохотный размер, её силуэт хорошо заметен благодаря яркости цвета и расположению на тёмном фоне глубины леса. Это создаёт контраст между светлым и тёмным. Вокруг этой светлой «точки» выстраивается вся композиция из деревьев и мы ощущаем всю мощь вековых деревьев. Данная работа так и называется, потому что творческий замысел в этом и состоял — передать глубину и мощь зелёного царства векового леса.

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 011

Посреди вековых деревьев. Живопись маслом 012

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству