Чаще всего линейную перспективу объясняют на примере простых геометрических форм, ахитектуре. Но как передать эффект перспективы в пейзаже, в сложных природных формах? Рассмотрим это на примере пейзажа с рекой, обрывистым берегом и деревьями. Буквально строить перспективу здесь я не буду, но передам её эффект в процессе работы над живописью.
Начало. Создаём основу
В начале намечаю приблизительный рисунок кистью. Далее обобщённо пишу основные силуэты — плоскость земли, поверхность воды, массу леса и небо. Это станет основой для будущих деталей пейзажа. Поверх полупрозрачного красочного слоя я ввожу пастозную краску. Траву и землю пишу фактурно, мазками краски, имитирующими листву, траву…
Эффект линейной перспективы
После того как пространство пейзажа постепенно начало проясняться, я начинаю писать деревья. И тут остановимся подробнее. Дерево на первом плане будет самым крупным. Все остальные стволы по мере удаления станут уменьшаться в размерах. Понятно, что все деревья разные и на втором плане могут находиться более крупные экземпляры, чем на первом. Но в целом закономерность такая — чем ближе, тем крупнее. Это и есть основной принцип линейной перспективы.
В любом пейзаже художником должна быть определена линия горизонта. Даже в тех случаях, когда она не видна, когда её, например, загораживает лес. Это важно, так как от уровня горизонта зависят уровни, на которых будут располагаться элементы пейзажа. Исходя из этого, я распределяю деревья на разной высоте. То есть, чем ближе объект, тем он будет ниже. Но все верхние части деревьев (которые выше линии горизонта) расположатся в обратной последовательности: чем ближе дерево, тем выше оно будет.
По мере уменьшения в пространстве, всё множество стволов и веток на втором плане объединяется в большую массу леса. В этом случае я уже пишу не отдельные деревья на фоне пространства, а пространство между деревьями. То есть просветы между ними. Это важный момент на который следует обратить внимание начинающим художникам.
Что касается точки схода перспективного сокращения, то здесь не будет такой чёткой картины, как при рисовании городской улицы. Тем не менее, я мысленно определяю точку, где сойдутся линии, образующие отвесный берег реки. Полоса этого берега, уходя в даль, становится уже в согласии с теми же законами линейной перспективы, по которым строятся архитектурные формы в рисунке. Только здесь не будет прямых, ровных линий.
Эффект воздушной перспективы
Кроме линейной перспективы, не менее важно обращать внимание на воздушную перспективу. Она сильно влияет на тональность силуэтов и пространственных планов. Основной принцип здесь такой: чем дальше светлый объект расположен в пространстве, тем темнее он становится. Тёмные же объекты, наоборот, станут светлее. Что касается цвета, то он тоже будет меняться. По мере удаления предмета в пространстве, его цвет теряет насыщенность. А сильно удалённые объекты на горизонте, станут приобретать холодный синевато-голубоватый оттенок. Это объясняется большими массами воздуха, изменяющими цвет предметов.
Конечно, эти эффекты воздушной перспективы могут меняться в зависимости от погоды и времени суток. Например, вечером на горизонте преобладающим цветом может стать не голубой, а сине-фиолетовый. В пейзаже, который я сейчас пишу, дело движется к полудню, погода солнечная, небо ясное, а время года — поздняя весна. Поэтому узкая полоса леса на горизонте окрасится в синевато-серо-коричневый цвет. Его тональность будет светлее, чем тональность той части леса, которая ближе. Чем ближе деревья, тем больше в них преобладает коричневый цвет, а его насыщенность будет ещё больше. Цвет травы тоже меняется в зависимости от степени удалённости. Поле у горизонта менее насыщенно по цвету, чем поляна на первом плане.
Кроме изменений в цвете и тоне, воздушная перспектива ещё проявляется в изменении чёткости и контрастности. На первом плане края силуэтов очень четкие, резкие. А дальше резкость уменьшается, края размываются. В данном пейзаже этот эффект я не сильно подчёркиваю. Берёзки первого и второго плана по резкости почти одинаковы. Но лес на горизонте я стараюсь размывать.
Самым контрастным среди деревьев будет берёзка спереди. Контраст здесь достигается благодаря соседству очень тёмной и очень светлой красок. Неровности берёзовой коры, трещины, свет и тень — дают прекрасную возможность для такого контраста. Свет на первой берёзе я делаю самым ярким. По мере удаления в пространстве свет на берёзках будет терять свою силу. В начале я допустил ошибку и сделал остальные деревья слишком светлыми. В результате глубина пространства ощущалась не так сильно. Но потом Вы могли заметить, как я переписал деревья второго плана более тёмной краской. Это позволило «провалить» назад второй план, а первый выделить.
Вообще, одним из главных приёмов художника, с помощью которого передаётся глубина пространства, заключается в том, чтобы менять освещённость различных пространственных планов. Если поле вблизи и поле в дали сделать разного тона (разной освещённости), то это усилит эффект пространства в пейзаже. Конечно, чисто теоретически, поле может быть одинаковым. Можно даже написать его одинаковыми красками. Но это не будет содействовать передаче воздушной перспективы. Поэтому художник может от себя привносить в пейзаж обсуждаемый эффект, если необходимо усилить ощущение пространства на плоскости картины.
Немного о цветовой гармонии
В продолжение мысли о том, что художник может привносить что-то своё в живопись, хочется обсудить ещё и цвет. В пейзаже, который я сейчас пишу, есть одна сложность — слишком синий цвет воды в реке. Он обусловлен отражением синевы неба. Но такая насыщенность синего плохо вписывается в остальную часть пейзажа, в которой преобладает тёпло-зелёный цвет. Образуется слишком большой цветовой контраст. Его нужно смягчить. Поэтому в процессе работы я корректирую цвет отражения в воде, хотя в данном состоянии природы он действительно такой. В синий цвет добавляю немного тёплых: красного, коричневого, жёлтого… Синий не превратится в коричневый, но он станет немного теплее. Это создаст цветовое равновесие, ведь, в цвете травы и земли преобладают жёлтые, коричневые, зелёные… Я компенсировал цветовую разницу между землёй и водой. В итоге, противоположные цвета стали ближе друг ко другу.
На заключительной стадии работы, я исправил ещё одну ошибку, допущенную в начале — слишком светлый и бледный цвет поля. После того как живопись высохла я покрываю её красками, сильно разбавленными растворителем. Этот полупрозрачный, едва различимый слой краски делает цвет предыдущего слоя более насыщенным и тёмным.
На иллюстрациях Вы видите все этапы работы над данным пейзажем: от подмалёвка, до проработки мелочей в конце. Читая эту статью, попробуйте проследить по изображениям как реализуется описанная теория на практике. Не всё из вышеперечисленного я применил в полной мере, но многие моменты достаточно подробно отражены в данной работе.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи