Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом.

Чаще всего линейную перспективу объясняют на примере простых геометрических форм, ахитектуре. Но как передать эффект перспективы в пейзаже, в сложных природных формах? Рассмотрим это на примере пейзажа с рекой, обрывистым берегом и деревьями. Буквально строить перспективу здесь я не буду, но передам её эффект в процессе работы над живописью.

Начало. Создаём основу

В начале намечаю приблизительный рисунок кистью. Далее обобщённо пишу основные силуэты — плоскость земли, поверхность воды, массу леса и небо. Это станет основой для будущих деталей пейзажа. Поверх полупрозрачного красочного слоя я ввожу пастозную краску. Траву и землю пишу фактурно, мазками краски, имитирующими листву, траву…

001 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

002 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

003 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

004 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

005 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

Эффект линейной перспективы

После того как пространство пейзажа постепенно начало проясняться, я начинаю писать деревья. И тут остановимся подробнее. Дерево на первом плане будет самым крупным. Все остальные стволы по мере удаления станут уменьшаться в размерах. Понятно, что все деревья разные и на втором плане могут находиться более крупные экземпляры, чем на первом. Но в целом закономерность такая — чем ближе, тем крупнее. Это и есть основной принцип линейной перспективы.

006 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

В любом пейзаже художником должна быть определена линия горизонта. Даже в тех случаях, когда она не видна, когда её, например, загораживает лес. Это важно, так как от уровня горизонта зависят уровни, на которых будут располагаться элементы пейзажа. Исходя из этого, я распределяю деревья на разной высоте. То есть, чем ближе объект, тем он будет ниже. Но все верхние части деревьев (которые выше линии горизонта) расположатся в обратной последовательности: чем ближе дерево, тем выше оно будет.

007 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

По мере уменьшения в пространстве, всё множество стволов и веток на втором плане объединяется в большую массу леса. В этом случае я уже пишу не отдельные деревья на фоне пространства, а пространство между деревьями. То есть просветы между ними. Это важный момент на который следует обратить внимание начинающим художникам.

008 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

Что касается точки схода перспективного сокращения, то здесь не будет такой чёткой картины, как при рисовании городской улицы. Тем не менее, я мысленно определяю точку, где сойдутся линии, образующие отвесный берег реки. Полоса этого берега, уходя в даль, становится уже в согласии с теми же законами линейной перспективы, по которым строятся архитектурные формы в рисунке. Только здесь не будет прямых, ровных линий.

Эффект воздушной перспективы

Кроме линейной перспективы, не менее важно обращать внимание на воздушную перспективу. Она сильно влияет на тональность силуэтов и пространственных планов. Основной принцип здесь такой: чем дальше светлый объект расположен в пространстве, тем темнее он становится. Тёмные же объекты, наоборот, станут светлее. Что касается цвета, то он тоже будет меняться. По мере удаления предмета в пространстве, его цвет теряет насыщенность. А сильно удалённые объекты на горизонте, станут приобретать холодный синевато-голубоватый оттенок. Это объясняется большими массами воздуха, изменяющими цвет предметов.

Конечно, эти эффекты воздушной перспективы могут меняться в зависимости от погоды и времени суток. Например, вечером на горизонте преобладающим цветом может стать не голубой, а сине-фиолетовый. В пейзаже, который я сейчас пишу, дело движется к полудню, погода солнечная, небо ясное, а время года — поздняя весна. Поэтому узкая полоса леса на горизонте окрасится в синевато-серо-коричневый цвет. Его тональность будет светлее, чем тональность той части леса, которая ближе. Чем ближе деревья, тем больше в них преобладает коричневый цвет, а его насыщенность будет ещё больше. Цвет травы тоже меняется в зависимости от степени удалённости. Поле у горизонта менее насыщенно по цвету, чем поляна на первом плане.

009 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

Кроме изменений в цвете и тоне, воздушная перспектива ещё проявляется в изменении чёткости и контрастности. На первом плане края силуэтов очень четкие, резкие. А дальше резкость уменьшается, края размываются. В данном пейзаже этот эффект я не сильно подчёркиваю. Берёзки первого и второго плана по резкости почти одинаковы. Но лес на горизонте я стараюсь размывать.

Самым контрастным среди деревьев будет берёзка спереди. Контраст здесь достигается благодаря соседству очень тёмной и очень светлой красок. Неровности берёзовой коры, трещины, свет и тень — дают прекрасную возможность для такого контраста. Свет на первой берёзе я делаю самым ярким. По мере удаления в пространстве свет на берёзках будет терять свою силу. В начале я допустил ошибку и сделал остальные деревья слишком светлыми. В результате глубина пространства ощущалась не так сильно. Но потом Вы могли заметить, как я переписал деревья второго плана более тёмной краской. Это позволило «провалить» назад второй план, а первый выделить.

Вообще, одним из главных приёмов художника, с помощью которого передаётся глубина пространства, заключается в том, чтобы менять освещённость различных пространственных планов. Если поле вблизи и поле в дали сделать разного тона (разной освещённости), то это усилит эффект пространства в пейзаже. Конечно, чисто теоретически, поле может быть одинаковым. Можно даже написать его одинаковыми красками. Но это не будет содействовать передаче воздушной перспективы. Поэтому художник может от себя привносить в пейзаж обсуждаемый эффект, если необходимо усилить ощущение пространства на плоскости картины.

Немного о цветовой гармонии

В продолжение мысли о том, что художник может привносить что-то своё в живопись, хочется обсудить ещё и цвет. В пейзаже, который я сейчас пишу, есть одна сложность — слишком синий цвет воды в реке. Он обусловлен отражением синевы неба. Но такая насыщенность синего плохо вписывается в остальную часть пейзажа, в которой преобладает тёпло-зелёный цвет. Образуется слишком большой цветовой контраст. Его нужно смягчить. Поэтому в процессе работы я корректирую цвет отражения в воде, хотя в данном состоянии природы он действительно такой. В синий цвет добавляю немного тёплых: красного, коричневого, жёлтого… Синий не превратится в коричневый, но он станет немного теплее. Это создаст цветовое равновесие, ведь, в цвете травы и земли преобладают жёлтые, коричневые, зелёные… Я компенсировал цветовую разницу между землёй и водой. В итоге, противоположные цвета стали ближе друг ко другу.

На заключительной стадии работы, я исправил ещё одну ошибку, допущенную в начале — слишком светлый и бледный цвет поля. После того как живопись высохла я покрываю её красками, сильно разбавленными растворителем. Этот полупрозрачный, едва различимый слой краски делает цвет предыдущего слоя более насыщенным и тёмным.

010 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

011 Эффект перспективы в пейзаже. Живопись маслом

На иллюстрациях Вы видите все этапы работы над данным пейзажем: от подмалёвка, до проработки мелочей в конце. Читая эту статью, попробуйте проследить по изображениям как реализуется описанная теория на практике. Не всё из вышеперечисленного я применил в полной мере, но многие моменты достаточно подробно отражены в данной работе.

Алексей Епишин

 

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству