«Солнечная осень». Живопись маслом

Как передать настроение в пейзаже? Сделать его лирическим, таинственным, радостным или спокойным? Конечно, тут не может быть никаких шаблонов и готовых рецептов. Однако некоторыми приёмами я поделюсь на примере своей работы с названием «Солнечная осень».

Передаю солнечное настроение

Солнечная осень. Живопись маслом 001

Здесь я изображаю всё то же место, что и в предыдущей работе «Золотая долина». Только пишу этот пейзаж уже с другой стороны. Меня привлекла осенняя листва, которая светилась напросвет. Яркое солнце озаряло осенний лес, который переливался разными красками. Поэтому передо мной стояла задача передать это солнечное настроение в осеннем пейзаже.

Солнечная осень. Живопись маслом 002

Для этого я использовал цветовой контраст — на свету брал тёплые краски, а в тенях — холодные. Помимо этого, в данном пейзаже берёзки стоят почти против солнца. Поэтому здесь хорошо видны падающие тени от них. Стволы же этих берёз на девяносто процентов находятся в тени, а свет словно скользит по ним узкой полосой. На теневой стороне берёзок заметны рефлексы — отражение света от травы. Поэтому в преобладающий фиолетово-синий цвет теней я добавлял каплю жёлтого и оранжевого.

Ракурс

Солнечная осень. Живопись маслом 003

Кроме вышеперечисленного, большую роль в передаче настроения в этом пейзаже играет жёлтая листва, играющая в лучах солнца. Но, чтобы передать этот эффект я должен был сначала сфотографировать данный вид с соответствующей позиции, а потом уже передать этот ракурс на холсте. Напомню, что слово «ракурс» по-сути означает вид и положение предмета относительно глаз наблюдателя. Хотя существуют различные определения этого слова. То, с какой точки зрения пишет художник или снимает фотограф имеет большое значение. Тот же самый пейзаж, но с другой стороны, уже не будет передавать того настроения, которое я стараюсь зафиксировать на этом холсте.

Солнечная осень. Живопись маслом 004

Таким образом мы видим, что от ракурса меняется не только форма изображаемого объекта, но и освещение, цвет, содержание второго плана, расположение объектов в пейзаже — то есть вся композиция. А значит, всё это влияет на передачу настроения в пейзаже, на эмоциональную окраску живописи. Но, теперь давайте подробнее рассмотрим роль композиции в этом вопросе.

Композиционная схема

Солнечная осень. Живопись маслом 005

Часто под композицией понимают расположение изображаемых предметов на холсте. Но это не совсем верно. Композиция — это и расположение, и размеры, и цвет, и тон, и содержание. То есть это система из всего вышеперечисленного. Поэтому, когда художник сочиняет, он учитывает всё сразу. Но расположение изображаемых предметов — можно сравнить со «скелетом» будущей живописи. Поэтому под композицией так часто подразумевают именно расположение и размеры объектов в листе (холсте).

Солнечная осень. Живопись маслом 006

В зависимости от такого расположения, композиция может быть симметричной и асимметричной, статичной и динамичной, стремительной и спокойной… То есть можно наблюдать различные схемы композиционного построения. Какие детали композиции будут самыми крупными, какие маленькими, какие объединятся в блоки? Будут ли главные элементы располагаться симметрично, по центру или же, наоборот, станут образовывать асимметрию? И, вообще, как все детали композиции будут располагаться? По горизонтали, вертикали..?

Солнечная осень. Живопись маслом 007

В моём пейзаже есть три плана. На первом мы видим крупные стволы берез, на втором — группа из берёзок поменьше, а в роли третьего плана выступает часть леса, находящаяся в тени. Крупные и средние силуэты деревьев распределены по картинной плоскости не симметрично. Одни в одной стороне, а другие — в другой.

Солнечная осень. Живопись маслом 008

Хочется особо подчеркнуть ещё одну особенность. Кроны деревьев не вошли в композицию полностью. Они обрезаны краем холста. Таким образом размер берёз увеличивается и становится возможно наблюдать отдельные листочки, а зритель видит лес не со стороны, а изнутри.

Солнечная осень. Живопись маслом 009

Такая композиционная схема и такой ракурс конкретно в этом пейзаже помогли мне передать солнечное осеннее настроение. Ведь, на тёмном фоне леса яркие берёзовые листочки первого плана хорошо заметны. Они как бы сверкают в лучах солнца, словно хрусталь.

Солнечная осень. Живопись маслом 010

В итоге получился такой весёлый осенний пейзаж. Однако, я не удовлетворён итогом этой работой полностью. Осталось желание переписать землю, траву. Но улучшив что-то одно, можно испортить то, что получилось хорошо. Поэтому я оставил эту живопись на данном этапе и буду приступать к следующей.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству