Свет солнца пронизывает пространство и падает на некоторые ветви деревьев. Часть листвы искрится на свету, а часть прячется в тени. Свет и тень образует на траве множество островков. Лесная зелень испещрена солнечным светом настолько, что лесное пространство, словно Вселенная, изобилует множеством «галактик» — скоплений листвы и ветвей, по-разному освещённых солнцем. Рефлексы или отражения цвета озаряют лес изнутри и делают его по-особому светлым и лиричным. Таким предстал передо мной лиственный лес в одном из путешествий. И именно таким мне захотелось его изобразить на холсте.
Особенность солнечного освещения в лесу
Когда свет солнца достигает верхушек деревьев, он начинает проходить сквозь листву и стволы, отбрасывая клочья теней внизу. Из-за этого трава и деревья освещаются неравномерно. В результате мы видим пятна света и тени на земле, ветвях и кронах деревьев. Свет то появится, то исчезнет — на отдельных стволах, на траве… Поэтому лесная зелень пестрит и переливается разными оттенками.
При таком освещении изобразить лес довольно сложно. Следует быть наблюдательным и понимать как выстраивается светотень в таких непростых условиях. При резком направленном свете область полутени уменьшается и граница между светом и тенью становится резче. В результате, освещённые участки травы на земле резко сменяются затемнёнными.
Детализация в живописи
Рисование мелких подробностей всегда привлекает начинающих художников. Но работу над деталями можно начинать когда написаны крупные элементы пейзажа. Это позволяет гармонично их вписывать во всю композицию. Если же начинать с мелочей, то легко ошибиться. Поэтому мы как бы «подгоняем» меньшее к большему. Так проще.
Но такой подход продиктован не только легкостью работы. Дело в том, что излишек деталей может испортить живопись. Если какие-то части пейзажа обобщать, а какие-то прорисовывать подробно, то это создаёт интересный эффект. Живопись воспринимается более реалистично, словно оживает. Если же прописывать детали везде и всюду, то это вызывает обратный эффект и пейзаж будет выглядеть «сухо». Поэтому художники производят отбор того, что нужно прописывать подробно, а что — нет.
В данном пейзаже мне захотелось как можно точнее передать подробности. Отдельные берёзовые листочки, кора дерева, ветви… Однако, следуя вышеизложенному принципу, я проявил уравновешенность. Написал широко и обобщённо дальний план леса слева. Первый же и второй план постарался проработать максимально подробно.
Текстура, обобщение и создание образа
Как я уже сказал, сочетание приёмов обобщения и детализации приносит наилучшие результаты. Но как можно обобщать? Это не просто размывка. Это создание какого-либо образа. Рассмотрим конкретнее на примере травы первого плана.
Здесь я брал относительно крупную кисть и широкими мазками передавал группы из отдельных травинок. На этих скоплениях травы есть тень и свет. Поэтому мазки очень светлой краски плавно вливаются в мазки краски потемнее. Такие движения кисти я неоднократно повторял, поэтому образовалась как бы текстура, похожая на траву. То есть мы видим образ травы, а не буквальные травинки. Образ — это не стопроцентное копирование, а передача лишь некоторых характеристик изображаемого объекта. Иными словами я изображаю не траву, а впечатление, которое она производит.
Рядом с образовавшейся «текстурой», на границе света и тени я уже использую другой подход. Здесь берётся тончайшая кисточка и прорисовываются отдельные травинки. Как говорилось выше, если так прорисовывать всю траву, то живопись станет «мультяшной». А если использовать детализацию наряду с обобщением, то это будет выглядеть наиболее интересно. То есть такое сочетание создаёт иллюзию реальности. И эта иллюзия может передать окружающую действительность, даже, более выразительно, чем самое подробное срисовывание.
Данный эффект лучше воспринимается на некотором расстоянии от холста. Кстати, живопись следует рассматривать и оценивать издали — так наш мозг воспринимает всю картину целиком, а не фрагментами. Отойдя от холста на несколько метров, я вижу, что мой пейзаж имеет нужную эмоциональную окраску. Думаю, что в нём ощущается светлое и радостное настроение: листья светятся на солнце, а лес слегка шумит от лёгкого дуновения ветерка. Конечно, я не всем доволен в этой работе, но главная цель достигнута — зритель, словно, попадает в лес. Осталось, только, одеть этот холст в раму. Тогда картина приобретёт законченный вид и может радовать глаз зрителя.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи