Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:
«Импасто» — так называется приём в живописи, когда создаётся рельефность красочного слоя посредством нанесения густой, пастозной краски кистью или мастихином. В этом пейзаже я воспользовался таким приёмом, чтобы усилить объем и рельефность снега.
Этапы работы над живописью:
Пейзаж получился контрастным. Лес плавно выходит из тени и несколько елей озаряются утренними лучами. Отражение в реке довольно тёмное из-за торфяной воды. Снег по берегам незамерзающей реки очень яркий, он освещён солнцем. Часть снега уходит в тень, там же, на первом плане растёт ель, которая скована морозом и покрыта снегом. Эта ель спряталась в теневой стороне пейзажа, поэтому снег и иней на её ветвях достаточно тёмный.
Последовательность ведения работы я не соблюдал, писал в соответствии со своим замыслом, а не по классическим канонам. Поэтому данная работа не может быть примером в отношении этапности живописи.
Как я уже упомянул выше, в этой живописи я использовал приём импасто, чтобы подчеркнуть рельеф и фактурность снега. Если смотреть на холст и при этом подсветить его боковым светом, то рельефность мазков краски станет сильно заметной. Это дополнительное средство для создания иллюзии, кроме света и тени, которые создают объёмно-пространственное изображение на плоскости.
Тёмные места пейзажа — хвойный лес в тени, пространство между ветвями, отражение деревьев в воде — я писал жидко разведённой краской. Это придаёт глубину и прозрачность красочному слою. Поэтому тени не выглядят «глухими».
Все остальные области пейзажа большей частью относятся к полутеням. Здесь я тоже брал пастозную краску, как на ярком снегу, но писал не только фактурно, но и гладко, без выраженной рельефности. В полутенях важно определять полутона — еле уловимую разницу между тонами. Здесь чуть темнее или чуть светлее — и живопись либо испорчена, либо удалась.
Ель на первом плане интересна своей формой. От ствола в разные стороны отходят ветви, на концах которых хвоя присыпана снегом. Снега так много, что образуется, так сказать, снежный кокон, внутри которого пустое пространство пронзают ствол и ветки. Половина дерева открыта взору, и мы видим заснеженный еловый ствол. Другая половина — густо покрыта ветвями и снегом. Подробности этой «конструкции» украшают ближний берег, и первый план пейзажа становится более интересным.
В конце работы я обнаружил излишнюю чёткость контуров всех элементов этого пейзажа. Если бы некоторые деревья второго плана я сделал более размытыми, то в живописи усилилось бы ощущение пространства. С другой стороны, то как получился этот пейзаж тоже имеет право на существование. В итоге я решил ничего не переписывать и оставил этот холст на просушку.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи