«Тайга. Утро». Живопись маслом

Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:

000 Тайга. Утро. Живопись маслом

«Импасто» — так называется приём в живописи, когда создаётся рельефность красочного слоя посредством нанесения густой, пастозной краски кистью или мастихином. В этом пейзаже я воспользовался таким приёмом, чтобы усилить объем и рельефность снега.

Этапы работы над живописью:

001 Тайга. Утро. Живопись маслом
002 Тайга. Утро. Живопись маслом
003 Тайга. Утро. Живопись маслом
004 Тайга. Утро. Живопись маслом
005 Тайга. Утро. Живопись маслом
006 Тайга. Утро. Живопись маслом
007 Тайга. Утро. Живопись маслом
008 Тайга. Утро. Живопись маслом
009 Тайга. Утро. Живопись маслом
010 Тайга. Утро. Живопись маслом
011 Тайга. Утро. Живопись маслом
012 Тайга. Утро. Живопись маслом
013 Тайга. Утро. Живопись маслом
014 Тайга. Утро. Живопись маслом

Пейзаж получился контрастным. Лес плавно выходит из тени и несколько елей озаряются утренними лучами. Отражение в реке довольно тёмное из-за торфяной воды. Снег по берегам незамерзающей реки очень яркий, он освещён солнцем. Часть снега уходит в тень, там же, на первом плане растёт ель, которая скована морозом и покрыта снегом. Эта ель спряталась в теневой стороне пейзажа, поэтому снег и иней на её ветвях достаточно тёмный.

Последовательность ведения работы я не соблюдал, писал в соответствии со своим замыслом, а не по классическим канонам. Поэтому данная работа не может быть примером в отношении этапности живописи.

Как я уже упомянул выше, в этой живописи я использовал приём импасто, чтобы подчеркнуть рельеф и фактурность снега. Если смотреть на холст и при этом подсветить его боковым светом, то рельефность мазков краски станет сильно заметной. Это дополнительное средство для создания иллюзии, кроме света и тени, которые создают объёмно-пространственное изображение на плоскости.

Тёмные места пейзажа — хвойный лес в тени, пространство между ветвями, отражение деревьев в воде — я писал жидко разведённой краской. Это придаёт глубину и прозрачность красочному слою. Поэтому тени не выглядят «глухими».

Все остальные области пейзажа большей частью относятся к полутеням. Здесь я тоже брал пастозную краску, как на ярком снегу, но писал не только фактурно, но и гладко, без выраженной рельефности. В полутенях важно определять полутона — еле уловимую разницу между тонами. Здесь чуть темнее или чуть светлее — и живопись либо испорчена, либо удалась.

Ель на первом плане интересна своей формой. От ствола в разные стороны отходят ветви, на концах которых хвоя присыпана снегом. Снега так много, что образуется, так сказать, снежный кокон, внутри которого пустое пространство пронзают ствол и ветки. Половина дерева открыта взору, и мы видим заснеженный еловый ствол. Другая половина — густо покрыта ветвями и снегом. Подробности этой «конструкции» украшают ближний берег, и первый план пейзажа становится более интересным.

В конце работы я обнаружил излишнюю чёткость контуров всех элементов этого пейзажа. Если бы некоторые деревья второго плана я сделал более размытыми, то в живописи усилилось бы ощущение пространства. С другой стороны, то как получился этот пейзаж тоже имеет право на существование. В итоге я решил ничего не переписывать и оставил этот холст на просушку.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству