Живопись маслом: пишу широко

Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:

000 Живопись маслом. Пишу широко

В изобразительном искусстве есть понятия быстрого этюда, предварительного эскиза, а также законченной длительной живописной работы. Первые два типа подразумевают быстрое, широкое, обобщённое письмо. Большие многочасовые полотна, которые создаются в несколько сеансов, чаще всего пишут подробно. Однако, и в таких серьёзных произведениях художники пользуются приёмом обобщения в создании образа.

В работе под названием «У воды» я постарался писать широко и обобщённо. Эта живопись выполнена на грунтованной бумаге масляными красками.

Этапы работы над живописью:

001 Живопись маслом. Пишу широко
002 Живопись маслом. Пишу широко
003 Живопись маслом. Пишу широко
004 Живопись маслом. Пишу широко
005 Живопись маслом. Пишу широко
006 Живопись маслом. Пишу широко
007 Живопись маслом. Пишу широко
008 Живопись маслом. Пишу широко
009 Живопись маслом. Пишу широко
010 Живопись маслом. Пишу широко

Писать широко и обобщённо на маленьком формате очень удобно. Небольшие размеры позволяют одним движением кисти изобразить целые фрагменты картины. Но, вместе с этим, есть и сложность: рука должна работать очень выверенными и точными движениями.

Такая манера письма позволяет художнику передавать образ, а не буквально срисовывать с натуры. То есть создавать иллюзию, некое впечатление от натуры. При таком подходе задействуется образное, ассоциативное мышление. У каждого художника своё восприятие, свои технические приёмы. Поэтому живопись у всех разная. Например краску можно смазывать обобщающими движениями кисти или мастихина. Можно писать узкими и длинными мазками, или большими и широкими. Можно штриховать кистью, процарапывать красочный слой, сглаживать, или, наоборот, писать фактурно и рельефно.

Чтобы создавать иллюзию в живописи мало просто владеть теническими приёмами. Нужно смотреть на окружающий мир «под необычным углом», то есть видеть форму, и видеть то, как её можно представить на холсте, как её можно воплотить. Это похоже на работу фокусника. «Шлёпнул» краску на холст — получилось дерево. Смазал краску извилистым движением мастихина — получилась тропинка. Уложил краску точечными движениями кисти — образовалась клумба с цветами. Так рождается образ, иллюзия реальности на холсте.

Что касается моего пейзажа, то на иллюстрации видны все этапы работы, где изображение постепенно формируется из замеса красок. Обсуждаемую тему трудно осветить одними только словами. Лучше всего смотреть на конкретное живописное произведение и сопоставлять его с теорией. А ещё лучше изучать живопись разных художников. Как каждый автор решает одни и те же задачи. При таком сравнении видны индивидуальные особенности мышления, особенности почерка, особенности тонального, цветового решения в живописи.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству