Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:
В учебном рисунке геометрических фигур начинающие художники учатся видеть свет, тень, рефлекс… На белых гипсовых моделях увидеть всё это не трудно. Но разглядеть такие нюансы в природе не так-то просто. Приглашаю Вас рассмотреть игру света и тени на примере пейзажа, который я назвал «В лучах солнца».
Этапы работы над живописью:



















На первом этапе я делаю обобщённый «замес» красок, который в дальнейшем будет прорабатываться более подробно. Но даже на этом этапе, я старюсь передать особенности освещения в лесу, а именно, отражённый свет в теневой стороне берёзовых стволов.
Это явление в изобразительном искусстве называется рефлексом, что означает «отражение». Или отражённый свет. В данном пейзаже утренний свет солнца проникает через кроны деревьев, отражается от земли и соседних деревьев и попадает на теневую сторону берёзок. В результате тень на их стволах выглядит значительно светлее, что делает их образ лёгким, светлым, весёлым. На фоне тёмной зелени леса светлые силуэты берёзок образуют контраст, и выглядят по-особому выразительными. Свет также проходит по краю стволов яркой и тонкой линией, что дополнительно подчёркивает силуэты и «вытаскивает» их на передний план.
На втором плане зелень листвы остаётся в обобщённом виде. А листву берёзок я прорабатываю тщательнее. Объединяю её в группы большого, среднего и малого размера. В нескольких случаях пишу каждый листочек отдельно маленькой кистью. Увлекаться такими подробностями не стоит. Здесь нужно отобрать те акценты, где подробная прописка деталей имеет смысл. Остальное обобщается. В противном случае стремление к реализму приведёт к обратному эффекту — живопись станет «синтетической» и не правдоподобной.
Поверхность земли немного присыпана осенней листвой. Сквозь редкие травинки просматривается почва. Чтобы написать такую поверхность земли, я использовал следующий приём. Сначала прописал полупрозрачной жидкой краской основу. После просушки, поверх этого слоя стал писать фактурно пастозной краской. Затем частично счистил этот непрозрачный слой мастихином. В результате, сквозь второй слой краски начал проступать первый. Непредсказуемое сочетание оставшихся разводов первого слоя и фактура второго, наряду с дальнейшей детализацией маленькой кистью образовали интересную текстуру в живописи. Её не сделаешь просто «вручную». Поэтому такие способы соскабливания краски бывают незаменимым помощником в передаче образа.
В итоге пейзаж обрёл необычное, светлое настроение, что и было моей целью в этой живописной работе.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи