Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом

Для просмотра фильма с этапами работы над этим рисунком на YouTube нажмите на изображение:

000 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом

Основная роль штриха в классическом тональном рисунке — это передача тона и объёма. Однако, штрих ещё способен создавать фактуру и материальность изображаемой поверхности, способствовать передаче пространства, а также образовывать другие интересные иллюзии. Давайте рассмотрим какие «фокусы» со штрихом возможны в рисунке на примере моего пейзажа «Обрывистый берег».

Этапы работы над рисунком:

001 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
002 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
003 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
004 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
005 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
006 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
007 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
008 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
009 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
010 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
011 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
012 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
013 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
014 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
015 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
016 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
017 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом
018 Фокусы со штрихом. Рисунок карандашом

В начале я делаю разметку основных объектов пейзажа. Затем облегчаю эти линии ластиком, чтобы они не мешали дальнейшей штриховке.

В работе использую мягкий ластик и сверхмягкий, под названием «Клячка». Он позволяет снимать излишек графита, деликатно размывать штрихи. Рисую двумя мягкими карандашами — с широким грифелем, и механический, с тончайшим стержнем. Это даёт возможность делать линии штриха разной ширины.

В традиционном рисунке гипсовых геометрических фигур художники используют прямолинейную штриховку. Но в пейзаже ситуация осложняется рыхлой фактурой деревьев, листвы, травы. Это значит, что штрих должен отражать природную фактуру поверхности. Для этого нужна разная штриховка различного характера.

Например может использоваться «корявая», точечная, прямолинейная штриховка. Линии штриха могут быть широкими и тончайшими, редкими и частыми, длинными и короткими. Сочетание разных характеров штриха помогает передать фактуру деревьев, травы, листвы, земли и т. д.

Помимо этого, можно аккуратно пользоваться растушёвкой. Однако здесь нужна осторожность. В классическом, академическом рисунке графитным карандашом растушёвку штриха делать нельзя. Но в творческих графических работах она допустима, только в меру. Например, можно растушёвывать некоторые фрагменты. Сочетание такой размывки и чёткой штриховки смотрится особенно выразительно. Поэтому я немного размываю резкость штриха на поверхности воды. Это сглаживает линии штриховки и лучше передаёт воду.

Также, я немного растушёвываю лес на втором плане. Размытый штрих на деревьях вдалеке и резкая штриховка на деревьях первого плана образуют иллюзию пространства.

Вышеперечисленные приёмы в рисунке создают различные эффекты, иллюзию. Поэтому фактуре штриха, особенно в пейзаже, нужно уделять достаточное внимание.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству