Живопись маслом: подробная прорисовка пейзажа

Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:

000 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа

Как известно, покупая мелкие кисти, художник должен запастись большим терпением. Прорисовка деталей в живописи — не только трудоёмкий процесс, но и опасный. Опасный в том смысле, что детальная прописка усложняет правильную передачу тона и объект может не вписаться в пейзаж, раздробить его. Поэтому писать одновременно цельно и детально довольно сложно. Здесь важен отбор того, что нужно обобщить, а что проработать. Свой новый пейзаж «Кувшинки цветут» я решил прописать подробно, изобразив большинство элементов природы.

Этапы работы над живописью:

001 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
002 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
003 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
004 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
005 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
006 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
007 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
008 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
009 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
010 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
011 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
012 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
013 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
014 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
015 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа
016 Живопись маслом. Подробная прорисовка пейзажа

Сначала я делаю первоначальную прописку относительно большой кистью. Определив тон и цвет основных элементов пейзажа, начинаю более подробную прописку. Здесь важно чтобы мелкие детали вписались в первоначальный обобщённый замес. Например ветку ивы я прорисовываю поверх уже написанной обобщённой массы дерева. Если изображать её и множество других веток непрерывной линией, то они будут смотреться отдельно от кроны. Поэтому линия должна где-то появиться, где-то исчезнуть. То есть где-то она уходит вглубь кроны дерева, а где-то выходит наружу. Для этого я также использую растирку краски, чтобы чёткость линии сменялась её размывкой.

В пейзажном жанре очень важно видеть светотень на природных формах. Например на кроне или «шапке» целого дерева, на отдельных ветвях, на больших массивах леса, на холме, на маленьком камешке… Поэтому я постарался передать объём на отдельных массах листвы ивы, на всей кроне ивы, на силуэтах сосен, на целом лесном массиве на правом береге. Светотень также хорошо заметна на некоторых стволах сосен. Поэтому я замешиваю белила, марс коричневый, кадмий жёлтый. Эта смесь образует светлый, тёплый цвет. Маленькой колонковой кистью я намечаю свет на сосновых стволах, резкими линиями, которые то появятся, то исчезнут. Солнечные лучи проходит сквозь ветви деревьев и образуют островки света на сосновых стволах.

Что касается отражения в воде, то оно бывает очень разным в зависимости от погоды. В моём случае это водная гладь, в которой как в зеркале отражаются силуэты ивы и сосен. Но эти силуэты размыты по вертикали. Светлые части, такие как небо, в воде выглядят темнее. А тёмные фрагменты отражения будут смотреться чуть светлее. В результате контрастность отражённых силуэтов станет меньше и зеркало воды будет немного более мутным, чем реальные деревья. Таким образом я избегаю тональной одинаковости леса и воды.

Учитывая вышеизложенные принципы, я написал этот пейзаж достаточно подробно. Однако стопроцентную прорисовку старался избегать. Поэтому чередовал обобщение и детализацию. Именно такое сочетание рождает живое изображение, выразительность и динамичность живописи.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству