Живопись маслом: как достичь тональной цельности?

Для просмотра фильма с этапами работы над этой живописью на YouTube нажмите на изображение:

Если сфотографировать живописное произведение в чёрно-белом режиме с оттенками серого, то можно увидеть огромное количество полутонов. Такой приём помогает начинающим художникам понять, что кроме цвета, ещё есть такое понятие как тон. В живописи любого жанра, будь то портрет или пейзаж, можно насчитать сотни и, даже, тысячи различных полутонов. Как не запутаться в этом многообразии тона и достичь тональной цельности? Рассмотрим этот вопрос на примере моей очередной работы: «Дорога в лес».

Этапы работы над живописью:

Когда светит солнце, то увидеть свет и тень в пейзаже не сложно. Но, когда погода облачная, то дневной свет становится рассеянным. В такой среде тени плавно переходят в свет, полутени выглядят очень мягкими, размытыми. Именно такое состояние пезажа я хочу передать в данной живописи.

При таком характере освещения все полутени очень близки по тону, очень похожи. То есть одна ветвь дерева, другая, третья — все очень незначительно отличаются тонально. Но если их написать одинаковым тоном, то живопись испортится, станет плоской, потеряется ощущение объёма и пространства. Поэтому начинающему художнику следует тренировать глаз и наблюдать за природой. Тогда можно будет точнее передавать самые незначительные изменения тона. Чем точнее художник передаёт полутона, тем выше его мастерство. Тональная передача — одна из важных граней профессионализма художника.

В данной живописи я стараюсь разбить массив леса на несколько основных тональных зон. Один участок чуть светлее другого, третий — чуть темнее.., и так далее. Получается несколько ключевых, основных полутонов. Помня об этих 5 — 8 тонах будет легче работать над мелкими деталями пейзажа и не напутать в тональном отношении.

Кроме работы с полутонами, в живописи есть ещё одна область — общий тон. Это тёмность или светлота всей картины. Например вечером, или ранним утром, пейзаж в целом темнее, чем в полдень. В сумерки ещё темнее. В облачный день — общий тон тоже темнее, чем в солнечный. Нюансы и закономерности в передаче общего тона хорошо сформулировал в своей теории тона Н. П. Крымов — известный художник и педагог начала 20 в. Подробнее об этой теории читайте в моей статье «Камертон в живописи. Как применить теорию тона Крымова?»

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству