Прорабатывать штрихом ровные поверхности не трудно. Но как штриховать лицо или руки в рисунке человека? Или какие-либо другие сложные объекты? Для этого существует метод, которым ещё пользовались старые мастера в далёком прошлом. Сегодня этот метод используется в 3d графике. По-современному это называется полигональное моделирование. Если говорить просто, то поверхность объёмного объекта делается гранёной, состоящей из маленьких плоских граней. В трёхмерной компьютерной графике эти грани называются полигонами. В дальнейшем происходит визуализация — на них «накладываются» текстуры с учётом освещения, и в итоге мы видим объёмный объект в пространстве.
Подобное происходит и в скульптуре. Мастер лепит форму из глины пальцами. Образуются такие же грани. В рисовании художники используют этот прием, поэтому в рисунке есть понятие — «лепить» форму. То есть карандашом заштриховываются грани сложных форм. Каждая грань заштриховывается в разном направлении. То есть наклон штриха меняется в зависимости от изгиба поверхности. Еще в таком случае говорят, что штрих повторяет форму предмета, как бы огибает поверхность.
Что достигается благодаря этому подходу? Объём в таком случае получается более реалистичным. Рисунок становится «натуральным», не синтетическим. Особенно это проявляется в портрете. На иллюстрации, приведённой в этой статье, можно увидеть рисунки выпускников художественного училища прошлых десятилетий и оценить данный способ штриховки.
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи