Роль иллюзии в визуальном восприятии живописи.
Такая формулировка темы, возможно, кого-то озадачит, ведь любое изображение на плоскости уже, по определению, является иллюзией. Когда мы видим, например, объемную форму яблока на плоскости холста, то уже видим иллюзию объема выпуклой формы, трехмерного пространства натюрморта на плоскости холста или бумаги. Но мне хочется обратить внимание любителей живописи на то, каким образом художник создает, образно говоря, «живое» изображение. Как художнику удается сделать, например, березку в пейзаже так, что она, как будто, настоящая, выразительно красуется на первом плане, а лес вдалеке прячется в тумане. Тот же вид, но на фотографии будет реалистичен, но лишен той выразительности, которой обладает живопись. Не хочу сказать что фотография и живопись хуже или лучше друг друга – сравнивать их нельзя. У каждого направления свои цели и своя прелесть. Просто хочу рассказать о некоторых живописных приемах, которые делают живопись «живой». Например, люди часто любят создавать изображение в виде мозаики, в разных техниках, таких как монотипия, аппликация, витраж и т.д. И это не случайно. Ведь, когда изображение создается таким «необычным» образом оно приобретает особую выразительность. Смотришь — на картине пейзаж с закатом, а вглядишься – там какие-то куски краски, размазано всё. Люди, которые сталкивались с живописью, знают, что смотреть её нужно издалека. Это обусловлено как раз иллюзией. Здесь я рассмотрю несколько ключевых приёмов, которыми художники интуитивно часто пользуются, чтобы живопись была более выразительной.
1. Незавершённость формы.
На вышеприведенной иллюстрации можно увидеть квадрат, контур которого прерывается все больше и больше. Т.е. его форма, так сказать, «не дорисована». Однако зритель понимает, что последняя пятая фигура это квадрат, а не что-то другое. Это происходит потому, что мозг как бы дорабатывает контур рисунка в воображении зрителя. Подобную незавершенность рисунка можно увидеть и в живописи. Ниже позволю себе привести примеры из собственных живописных работ:
на фрагменте этюда «Яхта, освещённая солнцем» можно увидеть как «нити» удерживающие парус процарапаны по слою масляной краски и заметны только в начале сверху и в конце снизу. Они не прорисовываются полностью, а дорабатываются нашим воображением. Поэтому такая незавершенность рисунка придает ему легкость, динамику и воздушность. Подобный прием хорошо использовать когда художник изображает еле заметные объекты: нити, веревки, тонкие стебли растений, скажем деревья и травы в пейзаже. Они почти незаметны и если их написать полностью от «а» до «я» то такая линия будет смотреться не естественно. Даже если делать кистью виртуозно тонкие штрихи. Подобная незавершенность рисунка видна в следующей моей работе под названием «Поднимаясь из леса»:
здесь ствол и ветви берёзки настолько тонки и легки, что стопроцентная прорисовка сделала бы их тяжелыми и, как ни странно, неестественными. Но используя «эффект незавершённости» мы создаем иллюзию, которая достигает нашей цели лучше, чем скрупулезная прорисовка всего ствола березки. Ствол то появляется, то исчезает. Он словно прозрачный. Такой прием создаёт иллюзию естественной легкости, динамичности, утончённости молодой березки.
2. Принцип «отбора» или «акцента».
Когда художник пишет объекты, в которых много повторяющихся элементов (забор из досок, ряды окон, повторяющиеся ветки дерева, лестничные ступени, клавиши рояля, элементы орнамента… и т.д.), то он сталкивается с проблемой. Дело в том, что наш глаз, точнее мозг, воспринимает части изображения неодинаково. Как известно, глаз фокусируется на чем-то, а что-то остается вне фокуса. Т.е. мы видим неодинаково. А значит, если мы смотрим на 10 ступеней лестницы, то фокусируемся на 1-2 или 3-х ступенях, а остальные 7 как бы размываются в нашем сознании. Но когда мы пишем эти 10 ступеней на холсте и прописываем их все в одинаковой степени подробно, «с душой», то получается как-то не реалистично, не живо, не выразительно. И тут на помощь художнику приходит вышеуказанный принцип отбора. Художник подчеркивает тщательной прорисовкой, четким силуэтом, контрастом или цветом несколько ступеней, а остальные как бы размывает. Размывает буквально: не делая четкие контуры. И в переносном смысле: делает их менее контрастными по тону, как бы уводя в туман; и цвет подбирает менее активный, плюс обобщает детали. Ниже, в качестве примера, привожу две своих работы, где изображены теплоходы и пароход. На их палубах виднеются ряды окон, другие элементы конструкции. Окна, на которых я акцентировал внимание, прорисованы более тщательно, они более тёмные по тону, более четкие в контурах. Остальные мягко уведены, обобщены, «не дописаны», хотя на самом деле они были все одинаковые. На этюде «Старые добрые ОМики» можно увидеть рубки двух теплоходов возвышающихся сверху. Одна рубка выполнена в светлых тонах, а другая более темная. Это сделано не случайно. В жизни они были одинаковые. Но я произвел отбор. И этот прием подчеркнул воздушную перспективу и разграничил первый и второй планы.
3. Динамика чётких и размытых контуров.
Однажды один художник посоветовал мне делать поменьше четких «вырезанных» контуров. Я попробовал – и был приятно удивлен тому, как оживилась живопись. По натуре я человек, который любит все скрупулезно прописывать. Но в живописи такая «добросовестность» бывает вредной. И дело тут опять в том, как воспринимает изображение наш мозг. Как я уже писал, глаз имеет способность фокусироваться. Наше внимание может сосредоточиваться на чем-то, а что-то от него ускользает. Плюс ко всему в природе все очень динамично. Поэтому, когда художник делает все контуры предметов одинаковыми (допустим одинаково чёткими), получается скучная и не живая картинка. Далее, привожу пример, где я использовал этот приём в портрете:
4. Обобщение и детализация.
В принципе, обобщение и проработку деталей можно было бы отнести к подразделу «Отбора в живописи». Но я решил его вывести отдельным подзаголовком, чтобы не нарушать ход изложения мысли. В принципе, обобщение и детализация как инструмент отбора, можно применять на различных уровнях. Можно детально прорисовать центр всей композиции, а периферию обобщить. Можно детально прописать отдельные элементы этой самой периферии, но уже с меньшей подробностью, чем главный композиционный центр. Например, конечно же, главным в портрете является лицо. Это композиционный центр. Его мы подробно прорисовываем. «Периферию» — фигуру, костюм – обобщаем. Но где-то, мы расставим акценты на костюме. Может быть, более подробно пропишем воротник, чем рукав и т. д. Но этими «уровнями» мы не ограничиваемся. Можно внутри воротника что-то проработать, а что-то обобщить. И таких уровней может быть много. Ниже можно увидеть это наглядно в портрете:
5. Подмалёвок и пастозная краска.
В масляной живописи краска позволяет использовать её по-разному. Её можно развести до прозрачного состояния растворителем, а можно писать корпусно, пастозным слоем. В традиционном подходе к технике письма, сначала, на холст наносят подмалёвок, а потом уже прописывают завершающим слоем. Так вот, подмалёвок – это прозрачный слой краски, а основной слой – это пастозная краска. Прозрачные слои также используют в лессировках. Прозрачный слой оставляют на тех участках холста, где изображение тёмное, где предметы находятся в тени. Пастозные мазки краски укладывают на светлых участках изображения или на освещённых сторонах предметов. Но «Зачем?» — спросите Вы. Дело в том, что если темный участок написать пастозной краской, он будет «глухим». А прозрачный слой создаёт воздушность, как бы пространство за слоем краски. Светлые же участки, наоборот, воспринимаются более фактурно и выразительно если их прописать пастозной краской. Проиллюстрировать это будет сложно, так как на экране такие эффекты плохо видны. Тем не менее, привожу пример:
В заключении, хочу сказать, что перечисленные мной «эффекты» являются лишь некоторыми приемами создания иллюзии в живописи. В реальной работе художник руководствуется не заученными схемами, а интуицией. Несмотря на то, что всё вышеизложенное мной, является известным в классической художественной школе, каждый способ нужно «прочувствовать». Ведь, у каждого художника свой почерк, своё видение, свой стиль письма. И те пять способов, что я описал, можно применить по-разному. Выразить по-разному. Хочется ещё подчеркнуть, что таких «эффектов» может насчитываться множество, а не только пять, упомянутых выше. Дело в том, что художник, фактически, по ходу работы импровизирует, создаёт новые «фокусы», поэтому у каждого художника свой багаж приёмов. Художник передает образ. А чтобы передать образ нужно руководствоваться не только схемами, а тем, что называется творческое мышление. И оно должно быть в приоритете. Например, чтобы написать массу листвы на дереве, художник может использовать подтёки краски, процарапывание мастихином, подмалёвок, смазывание кистью, протирку кистью… А вот, как он это всё использует, как он создает иллюзию, как он передаёт образ – это во многом загадка. Тут ключевую роль играет ассоциативное мышление, когда человек не срисовывает изображение, а использует некое решение. Решение, которое рождается «на ходу» в процессе работы. Решение, которое передаёт образ лучше, чем кропотливое срисовывание. Художник может часами миллиметр к миллиметру рисовать, к примеру, ветку дерева. А может — с размаху чиркнуть кончиком кисти по холсту, «ляпнуть» краской, процарапать мастихином так, что это «пятно» будет реальнее, чем «добросовестное» копирование натуры. В следующих моих пейзажах Вы можете увидеть такие мазки, разводы, процарапывания…:
Поэтому, очень важно научиться передавать образ, творчески задействуя ассоциативное мышление – это впоследствии сформирует свой почерк и свой стиль письма. Но вместе с тем, не забывать про ключевые принципы и основополагающие законы в живописи.
Литература:
«ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
К. Даглдиян. Учебное пособие, издание второе. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010 г.
«ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Редактор: И. Абельдяева, издательство Академии художеств СССР, Москва, 1960 г.
«РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. КОМПОЗИЦИЯ: ХРЕСТОМАТИЯ». Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Сост. Н. Н. Ростовцев и др. — М.: Просвещение, 1989.
В качестве иллюстраций, в статье представлены собственные живописные произведения автора.
При использовании материала из статьи, ссылка на автора обязательна.
Автор: Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи