Как научиться рисовать?

Сегодня появилось много методик, обещающих научить человека рисовать чуть ли ни за один день. В таких методиках упор делается на технике рисования, на эффектных приемах. Например, существует такая практика в обучении живописи, когда распечатывается фотография на холсте. Затем, учащийся пишет масляными красками поверх этого изображения, повторяя его. Эффективен ли такой подход в обучении? Как дополнение к основному курсу — да, полезно. Но если ограничиваться только подобными методиками, то такое обучение не будет иметь успеха в долгосрочной перспективе. Почему? Потому, что поначалу человек будет впечатлен тому, что у него получилось написать настоящий портрет например, в то время как он ни разу не держал кисти в своей жизни. Но в дальнейшем, учащийся привыкает к такому «срисовыванию». А когда ему дадут чистый холст, и предложат написать фигуру человека с нуля? Что он будет делать?

Старые мастера в традиционной художественной школе говорили, что вся суть обучения рисунку заключается в том, чтобы «поставить глаз». Это образное выражение, говорящее о том, что художник должен видеть натуру особым образом. Например, когда обычный человек гуляет в осеннем лесу, он любуется желтой листвой, наслаждается ароматом свежего воздуха… А что видит художник? А художник в желтом цвете листвы видит ещё сотню оттенков. Он видит, как листья группируются в массы большого, среднего и малого размера. Он видит, что одни группы освещены светом больше других. А некоторые, вообще, погружены в глубокую тень. Художник обратит внимание на воздушную перспективу — то, как меняется цвет и тон деревьев, по мере удаления в пространстве. Он обязательно подметит светотень на стволах деревьев. Ведь их форма по-сути цилиндрическая, и на них тоже падает свет. Опытный пейзажист обязательно определит, где деревья образуют общую массу леса, а где деревья стоят обособленно. Где и как ложатся падающие тени от этих деревьев. Как освещены их кроны целиком и в частности.

Как мы видим, чтобы так «поставить глаз» нужно время. Нужна практика. Нужен преподаватель. А кроме умения рисовать, ещё нужно творчески мыслить, обладать художественным вкусом. Из своего опыта, как преподавателя, скажу, что для этого все-таки нужны две составляющие: способности и труд. Хотя, говорят, что любого можно научить рисовать. Но в какой степени он научится и как он будет применять это умение — творчески или механически? Это уже будет зависеть от врожденных способностей конкретного человека.

Вернусь к методике преподавания. Когда начинающий художник просто срисовывает, к примеру, кувшин — то его линия карандаша, как правило, уйдёт в сторону. Кувшин будет либо кривой, либо не похожий на себя. Для того, чтобы верно передать его форму, существует этап в академическом рисунке, под названием «построение предметов». Его суть заключается в том, чтобы использовать вспомогательные линии для определения пропорции предмета. Ниже я привожу иллюстрацию, в которой видно такие линии — оси симметрии.

Построение предмета в рисунке. Художник Алексей Епишин

По вертикальной оси, расположенной посередине предмета, художник сравнивает левую и правую его стороны. А по горизонтальным — проверяет эллипсы горловины и дна. Таким образом, обучающийся привыкает сравнивать отдельные части предмета, чтобы в дальнейшем правильно передавать его пропорции и характер.

То же самое происходит и в рисовании портрета. Только тут все усложняется в разы. И для этого нужны время и практика, в сочетании с умелым руководством преподавателя. Для этого, ранее, существовала трехступенчатая система обучения: детская художественная школа, художественное училище, академия или институт. Такая система создавала среду для обучающихся, которая дисциплинировала, давала знания и опыт. Такие учебные учреждения создавали атмосферу, кухню, так сказать. Находясь в ней, студент не варился в собственном соку, а впитывал опыт мастеров. А система обучения задавала ритм, в котором учащийся регулярно практиковался. Конечно, наверное, обрести мастерство можно и в одиночку. Как, например, в средние века — был мастер и его ученики. Так и сегодня, имея возможность практиковаться у мастеровитого художника (неважно как это будет называться — курсы, мастер-класс или ещё как), можно многому научиться. Но неизменно одно — для того, чтобы научиться рисовать, нужны время, руководство мастера, усилия и практика.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству