Интересный факт: оканчивая школу, японский школьник должен различать 240 оттенков цвета. Говорят, что это 24 основных цветов и 10 вариаций каждого из них. Я даже слышал, что эти цвета и оттенки имеют свои названия и номера, входящие в цветовую координатную систему. Причем всё это должен видеть обычный, рядовой школьник.
А как видят люди разных профессий? Профессия человека, безусловно, влияет на его восприятие. Например, врач, глядя на собеседника (не пациента), уделит внимание не только теме разговора, но и тому, как выглядит человек, каковы симптомы его болезни? Психолог заглянет во внутренний мир человека. Бизнесмен подумает о том, чем будет выгодно сотрудничество с этим человеком? А что увидит художник? Понятно, что и художник может подумать обо всём вышеперечисленном. Однако, он обязательно уделит внимание другому. Он подметит характер человека, посмотрит на то, как меняется цвет волос и лица в зависимости от освещения. Обратит внимание на стиль одежды. На форму и светотень частей лица: лба, глаз, носа, губ… Вообще, на то, как падает свет на фигуру. На пропорции всей фигуры. Ведь, именно эти вещи художники изучают пять лет в художественных училищах и далее, в академии. Если наш воображаемый художник ещё и портретист, то такой взгляд вообще, будет неизменным спутником его восприятия.
Итак, что должен видеть профессиональный художник?
1. Форма. Любой объект в жизни имеет какую-либо форму. Форма имеет границы и следовательно, контур. Глаз художника должен видеть и запоминать эти контуры (силуэты), чтобы точно передавать их в рисунке.
2. Свет и тень. Объекты реального мира бывают самой разнообразной формы: плоской, выпуклой, вогнутой и т. д. Но любая форма воспринимается человеком благодаря свету. Любой предмет имеет освещённую часть, теневую… По законам светотени это шесть основных зон: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Поэтому глаз художника должен очень тонко видеть всё это.
3. Цвет. В мире существуют миллионы оттенков цвета. Как я уже писал в начале этой статьи обычный школьник в Японии умеет различать как минимум две сотни оттенков. Профессиональный художник должен превышать эту планку и видеть малейшие изменения цвета и тона.
4. Пространство. Художник должен воспринимать трёхмерность особенно хорошо. Ведь, изображение пространства на плоскости это обычное дело для станковой живописи. Интуитивно понимать линейную и воздушную перспективу, моделировать в своём воображении трёхмерные формы — это неотъемлемый для художника навык.
5. Пропорции. Соотношение размеров — это и есть пропорция. Т. е. насколько одно больше другого. Например, художник-дизайнер, создавая новый дизайн автомобиля будет занят именно пропорциями его отдельных частей. Высота к длине, длина к ширине. Как соотносится размер крыла, например, к размеру бампера? Высота стекла боковой двери к высоте остальной её металлической части? Портретист должен определять размеры и расположение частей лица человека. Именно от этого зависит портретное сходство т. е. узнаваемость человека в портрете. В принципе, любой кто брался за карандаш и пробовал срисовать что-либо, откуда-либо, сталкивался именно с этой задачей: соотношение частей в изображаемом объекте. От этого зависит схожесть нарисованного и живого.
В этой статье я не рассматриваю творческий взгляд художника, его фантазию, его способность сочинять, творить. Это отдельная тема. Здесь я говорю о том, какие нюансы должен видеть художник в окружающем мире. Как я уже писал ранее, в принципе, вся система художественного образования (академическая живопись) построена на одном фундаменте — научить начинающего художника правильно видеть. Т. е. «поставить глаз» или иными словами видеть то, что не видит обычный человек.
Читайте далее:
Глазомер художника: «обыкновенное чудо».