Представьте себе две картины: в первой, всё добротно прописано, скрупулёзно прорисованы все детали, а во второй — художник что-то написал широкой кистью, обобщая ненужное, что-то детально прописал, что-то «смазал» в хорошем смысле этого слова. Когда Вы посмотрите на эти две картины, то удивлённо заметите, что первая выглядит не так уж и реалистично, а вторая, несмотря на «хулиганство» художника, словно живая. Почему же так происходит? Почему скрупулёзное срисовывание с натуры не даёт живости, а грубые мазки краски и обобщения способны оживить картину?
Ответ таится в способности художника создавать иллюзию. Более подробно я освещал это явление в своей методической работе, с которой Вы можете ознакомиться здесь. Когда я учился в художественном училище, то преподаватель по рисунку всегда говорил: «Не копируйте натуру, а понимайте её!» Сейчас, я в полной мере осознаю его слова. Художник должен понять «конструкцию предмета», чтобы затем, изображая её, где-то расставить акценты, где-то выделить композиционный центр, что-то обобщить, придать какую-нибудь фактуру штриху… Иными словами, художник должен что-то изменить в увиденном, что-то привнести своё. Нередко люди говорят в таких случаях «передать настроение», хотя это понятие очень размытое. Подобно фокуснику, художник должен создавать иллюзию с помощью, так сказать, эффектов. Такие «эффекты» представляют собой некий набор приёмов, накопленных художником в процессе личного опыта. Поэтому, у каждого художника свой «набор». Да, и рождаются такие «эффектные приёмы» частенько спонтанно и интуитивно. Таким образом, кроме фундаментальных основ академического рисунка и живописи, творческая личность каждого отдельного художника привносит в живопись своё индивидуальное видение. Но это видение не должно «ломать» натуру, а должно оживлять её. Только в этом случае, живопись будет живой. Если же человек просто срисовывает натуру точка за точкой, штрих за штрихом — успеха не будет. Работа будет добротной, но не живой. Поэтому, живая живопись возможна только в одном случае — если художник проводит натуру через призму своего сознания. Причём, я здесь не говорю об отходе от реализма. Я говорю о небольшом привнесении в живопись чего-то своего, что оживляет работу. Именно благодаря этому, реалистическая живопись становится живой и реалистичной. Вопрос лишь в том, что привнести? И каждый художник отвечает на него по-разному. Поэтому секрет живой живописи многогранен как многогранно творчество разных художников.
Кстати, об иллюстрации в начале статьи. Какой вариант Вам больше нравится — первый или второй? Попробуйте перечислить приёмы, которые я использовал, чтобы вариант «а» превратился в вариант «б»?
Алексей Епишин
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи