Свойства и виды акварельной бумаги.

Разновидности акварельной бумаги

Бумага для работы с акварелью имеет большое значение. Это объясняется тем, что акварель — краска прозрачная, а значит фактура бумаги будет достаточно сильно влиять на внешний вид красочного слоя. К тому же, бумага в значительной степени определяет поведение акварельной краски, т. е. то, как она ляжет на бумагу, какие эффекты при этом создаст и т. п. Один из секретов успеха в живописи акварелью заключается в том, как художник использует эти эффекты (разводы, подтеки, переливы, градиенты, размывки…) в изображении предметов. Этих разводов краски не нужно бояться, а наоборот, их нужно уметь использовать в построении изображения и создании образа. От этого умения сильно зависит мастерство художника. Поэтому знать свойства акварельной бумаги важно, хотя сама по себе, бумага, естественно, не гарантирует успеха. Можно писать и на старом клочке обычной бумаги, если знать ее отличительные особенности и то, как их адаптировать к акварельной живописи.

Итак, существуют три основных ключевых свойства бумаги для акварели:

  • Фактура бумаги и ее состав
  • Особенности впитывания воды и удержания пигмента
  • Плотность бумаги

Фактура. Бумагу для акварели делят на три группы по способу прессования и образованию фактуры. И ни одна из них не является хуже или лучше другой, поскольку каждый вид предназначен для конкретных задач. 1) Гладкая бумага, изготовленная посредством горячего прессования. На такой бумаге удобно прописывать мелкие детали и работать лессировками. Но вода и акварель здесь словно скользят по поверхности, что не всегда нужно. Однако, такая бумага позволяет делать очень гладкие и мягкие градиенты, когда художник пишет по мокрой бумаге. 2) Фактурная бумага. Эту бумагу изготавливают при помощи холодного прессования. Она более рельефная чем бумага, полученная горячим прессованием. На такой бумаге акварель образует характерные заливки красочным слоем, который повторяет фактуру бумаги. Благодаря такой зернистости, акварель лучше и ровнее ложится на поверхность листа, и создает красивую фактуру. Эту бумагу можно считать универсальной т. к. она является чем-то средним между двумя другими видами. 3) Шероховатая бумага с сильно выраженной фактурой. Эту бумагу не прессуют, ее фактура образуется естественным образом, благодаря сушке. Рельефная и грубая поверхность дает возможность создавать интересные текстуры в акварельной живописи. Благодаря сильной зернистости акварель лучше сцепляется с поверхностью бумаги и равномерно заливает нужные фрагменты. Акварель в этом случае образует характерные градиенты. Но гладкой живопись уже не будет. Красочный слой будет выраженно фактурным.

Фактура бумаги зависит от волокон, из которой она состоит и от рельефа пресса, если выполняется тиснение. Бумага для акварельной живописи может состоять из волокон хлопка, льна, древесины, а также из их смеси в различных пропорциях. Варианты бывают разные. Но фактура бумаги может еще образовываться путем ее тиснения. Тут производитель может придать бумаге самую разную фактуру: имитировать нити ткани, скорлупу, кожу, простую зернистую фактуру и т. д. Однажды мне попалась такая акварельная бумага с зернистым рельефом. Она была еще с каким-то особым белым покрытием, на которое очень хорошо ложилась акварель. Было приятно работать с такой бумагой.

Особенности впитывания воды и удержания пигмента. Люди старшего поколения, наверное, помнят, как в школьные тетради советского периода вкладывали лист «промокашки». Это была бумага, которая хорошо впитывала чернила. Подобно «промокашке», среди акварельной бумаги есть виды, которые очень хорошо впитывают влагу, но есть и такие, которые впитывают воду не столь активно. Это зависит от проклейки. Как правило, бумага проклеивается специальным раствором, который связывает волокна целлюлозы. Чем больше проклеена бумага, тем слабее она впитывает воду. И наоборот, чем меньше проклеена бумага, тем сильнее она впитывает влагу. Проклейка бумаги бывает двух видов: внутренняя и поверхностная. При внутренней проклейке, в бумажную массу, ещё на стадии производства добавляется клеевой раствор. Таким образом, бумажный слой проклеивается по всей толщине. При поверхностной проклейке, акварельная бумага проклеивается только по поверхности бумажного слоя, после прессования.

Но как эти особенности акварельной бумаги влияют на живопись? Если бумага сильно впитывает краску и воду, то частички красящего пигмента попадают глубоко внутрь волокон бумаги. После высыхания, акварельная живопись будет менее сочной и насыщенной по цвету. Также, будет проблематично смывать с такой бумаги уже нанесённый красочный слой. Но, за то, такая бумага будет хорошо и долго удерживать влагу. А значит, на сильно впитывающей бумаге хорошо писать по сырому. Смочив лист водой, можно будет создавать мягкие разводы краски и красивые градиенты. Если же бумага слабо впитывает акварельную краску, то частички пигмента будут задерживаться только на поверхности бумажного слоя, не проникая глубоко в бумажные волокна. В этом случае живопись сохранит сочность и насыщенность цветов, после высыхания краски. Также, будет проще смывать уже высохшую краску. Акварель, нанесённая на такую бумагу будет образовывать характерные разводы и подтёки, которые могут придать особую красоту акварельной живописи, если они будут растекаться по зернистой бумажной фактуре. Поэтому, художники часто пользуются именно фактурной акварельной бумагой.

Как я уже упомянул выше, мне встречалась акварельная бумага со специальным покрытием и с тиснением. Тиснение придавало этой бумаге зернистую фактуру и прекрасное сцепление краски с поверхностью. А вот, покрытие обеспечивало хорошую впитываемость акварельной краски, что предотвращало скольжение и разводы. Будучи очень тонким, этот специальный слой мог удерживать частички пигмента лишь на поверхности — это делало живопись более насыщенной по цвету. Предполагаю, что основной слой этой бумаги был хорошо проклеен, что препятствовало краске проникать вглубь. Бумага оставила о себе приятное впечатление, однако её плотность была небольшой.

Плотность. Плотность бумаги измеряется в граммах на один квадратный метр. Т. е. это её вес. Чем больше вес, тем, как правило, и больше толщина бумаги. Поэтому под плотностью, чаще всего принято понимать её толщину. Хотя, строго говоря, это не совсем верно. Ведь бумага может быть сильно спрессованной, поэтому при одинаковом весе она будет тоньше. Но в жизни получается, что плотность бумаги — это по-сути её толщина. Плотность акварельной бумаги составляет от 170 до 800 гр. на кв. метр. Чем толще лист акварельной бумаги, тем меньше он деформируется при намокании. Т.е. на нём будет меньше неровностей, бугорков и впадин, которые неизбежны при увлажнении. Чем тоньше бумага, тем больше она коробится. Поэтому акварельную бумагу принято натягивать на планшет или стиратор. Для этого её смачивают водой. Она растягивается, увеличиваясь в размерах. Далее, её фиксируют по периметру планшета клеем или кнопками. После высыхания, бумага уменьшается в размере и натягивается на планшет. При таком способе, лист не будет коробится даже во время работы.

Ещё хочу сказать, что существуют разные техники акварельной живописи: а-ля прима, лессировки, работа мазками и точками. И для всех этих способов нужно подбирать соответствующую задачам бумагу. В а-ля прима живопись пишется в один приём, и при таком подходе приветствуются размывки, градиенты, разводы и вливания цветов. Часто в а-ля прима бумага смачивается водой и работа ведётся по-сырому. В работе лессировками живопись ведется поэтапно, с помощью прозрачных красочных слоёв, где каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Когда художник формирует изображение мазками, пятнами или штрихами, акварель обильно разводится водой, становясь полупрозрачной, а бумага оставляется сухой. При этом, контуры таких пятен и мазков остаются заметными, а живопись «собирается» из этих пятен в единое целое, «вылепливая» формы предметов, как в мозаике. Для каждой из этих задач нужна соответствующая бумага. Поэтому нужно подбирать подходящий вид акварельной бумаги, но при этом помнить, что успех зависит главным образом от умения художника, а потом уже от бумаги и других материалов.

В заключении, привожу перечень зарубежных и российских производителей профессиональной акварельной бумаги:

Зарубежные производители:

Arches
Bockingford
Britania
Cornwall
Cotman
Langton
Fabriano
Hahnemuhle
Saunders Waterford

Российские производители:

Гознак
Сонет
Альт

Алексей Епишин.

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству