Ритм в пейзаже. Живопись маслом

Возможно Вы спросите: «Какой ритм может быть в пейзаже? Вот в музыке — да, бывают разные ритмы. Но в пейзаже!? Как это возможно?». Однако в изобразительном искусстве роль ритма не менее важна чем в музыке. Поэтому я посвятил этой теме отдельную статью «Ритм в композиции». А сейчас давайте рассмотрим данный вопрос на примере пейзажа, этапы выполнения которого Вы можете наблюдать на видео и размещённых ниже фотографиях.

Ритм в расположении деревьев

000 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

Ритм повторяющихся элементов пейзажа наиболее очевиден на стволах деревьев. Представьте если бы все берёзовые стволы были одинаковыми по толщине, и расстояния между ними были бы тоже одинаковыми. Было бы похоже на забор из деревьев. Выглядело бы это очень скучно и неестественно. В природе всё чередуется хаотичным образом. Поэтому я делаю ствол главной берёзки на первом плане самым широким. Другую берёзку — уже, третью чуть уже второй, четвёртую делаю очень узкой и так далее. Иными словами они разнообразны по размеру. Расстояния между ними я тоже стараюсь оставлять разные. Таким образом чередование деревьев происходит как бы в случайном порядке. Это задаёт интересный ритм в композиции. Чтобы добиться такого эффекта может быть достаточно трёх величин — большой, средней и малой.

Ритм ветвей и листьев

Некоторые задаются вопросом — нужно ли прорисовывать все листочки и веточки? Ответ — нет. Многое зависит от стиля. В гиперреалистической живописи художники могут вырисовывать отдельные листочки. В импрессионизме они обобщаются. В классической реалистической живописи такие мелкие подробности где-то обобщаются, где-то прописываются. Но все эти подходы объединяет одно — листочки (или обобщённые группы листьев) повторяются по вышеупомянутому принципу чередования большого, среднего, малого. Когда художник пишет листочки или веточки, он много раз повторяет их силуэты (ведь на дереве их большое множество). Но повторяет, меняя размер: большая ветка, средняя, малая. Не везде художник руководствуется натурой — тем что видит. В такой нудной работе как перечисление мелких деталей можно просто следовать вышеупомянутой логике. Главное, чтобы был интересный (или просто хаотичный) ритм. Если однообразно и бездумно повторять листочки не обобщая и не задумываясь о ритме, то получится «мультяшная» не естественная картинка.

Ритм светлых и тёмных пятен

Пейзаж изображает смешанный лес, где растут ели и берёзы. Лучи солнца неравномерно освещают природу, поэтому на траве образуются островки, которые то погружаются в тень, то освещаются ярким летним солнцем. Такое неравномерное освещение леса трудно передать в живописи. Задача осложняется ещё и тем, что этот характер освещения остаётся и на стволах деревьев — берёзки то светятся на солнце, то исчезают в тени. В результате получается очень пёстрая картина. Чтобы изображение не раздробилось и не потеряло цельность следует помнить о ритме, обобщении, пространственных планах, глубине пространства. Нужно группировать и объединять элементы пестрящей картины в соответствии с этими планами. Следует какие-то тени объединить, какие-то тени усилить, какие-то ослабить. То есть нужно избавиться от «одинаковостей» в повторяющихся элементах. Тени будут меняться и создавать определённый ритм. Даже если в наблюдаемой натуре это не так, мы всё равно подстраиваем изображение под эту схему.

Этапы работы

Теперь давайте рассмотрим ход работы. Как обычно, в начале я делаю подмалёвок. Это полупрозрачные слои краски. Поверх начинаю писать пастозно. Однако некоторые участки останутся в подмалёвке. В результате получится, что пастозные мазки краски будут соседствовать с полупрозрачными. Это создаёт красивый эффект, но он будет достаточно заметен, только если смотреть на живопись вживую, а не через экран.

001 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

002 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

003 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

004 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

Далее я прописываю мелкие детали. В частности, стараюсь прорисовать на первом плане стебли папоротника и других растений. Здесь тоже следует помнить о ритме. На некоторых травинках ставится акцент, а другие делаю не столь заметными. Прописываю эти подробности маленькой кисточкой первого номера, а также процарапывая мастихином.

005 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

Дальше изображаю берёзовую кору. Стараюсь писать её так, будто леплю из глины пальцами. То есть на стволе дерева делаю грани, которые похожи на грани, образующиеся при лепке пальцами или стеками. Эти грани придают объёму реалистичность и фактурность. Если писать стволы чересчур гладкими, то потеряется фактурность и материальность поверхности. Деревья приобретут в этом случае «синтетический» вид. Ведь кора имеет много неровностей и по фактуре довольно корявая. Конечно, где-то нужно и «загладить» поверхность, то есть сделать плавный переход от тени к свету. Но таких мест здесь немного.

006 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

В живописи бывает так, что я возвращаюсь к начатому и что-то дорабатываю, а что-то даже переписываю. Вот и сейчас на светлом фоне третьего плана, по просохшему красочному слою пишу деревья, находящиеся в тени. Но пишу плоскостью кисти, как бы впротирку. Предыдущий слой имеет рельефную, шероховатую поверхность. Поэтому кисточка скользит по верхушкам этого рельефа, нанося краску так, что она создаёт иллюзию листочков и веток. Иными словами я не прорисовываю этот участок буквально, а работаю широкими движениями кисти.

007 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

008 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

009 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

010 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

011 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

012 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

013 Ритм в пейзаже. Живопись маслом

На заключительном этапе оттачиваю нюансы, что-то уточняю, что-то исправляю. Есть ещё проблемные места над которыми хочется поработать. Однако главное, чтобы живописная работа состоялась в принципиальных вопросах: тон, цвет, ритм основных элементов композиции.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Ритм в композиции

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству