Ритм в композиции

Слово «ритм» чаще всего применяется к музыке. Такие выражения как «ритмичная мелодия» всем понятны и не требуют комментариев. Однако применительно к изобразительному искусству, понятие ритма для многих остаётся загадкой. А ведь это очень важный инструмент из «секретного набора» художника, без которого невозможно создание красивой, «цепляющей» картинки, в каком бы стиле она ни была выполнена. А теперь давайте рассмотрим подробнее — что же такое ритм в композиции?

Аналогия с музыкой и ключевая мысль

Ноты в музыке имеют определённую длительность и высоту звучания. Также, между ними могут быть паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно ритмоваться. А достигается это не благодаря длительности и высоте звучания, а посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж.

Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая

Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе… Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого… И так далее.

001 Ритм в композиции

Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.

Ритм в композиции с изображением людей

Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много. Например можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сколько в ней людей? На какие группы они поделены? Как построена композиция? Какая фигура главная? Сколько основных размеров можно перечислить?

002 Ритм в композиции

Такому же анализу можно подвергнуть любое произведение изобразительного искусства. Если говорить о дизайне, то даже грамотно сделанный рекламный баннер тоже будет содержать разные величины основных графических элементов: текстовый блок, фото, геометрические фигуры и т. п. Или взять к примеру, дизайн интерьера. Ритм большого, среднего и малого можно проследить даже здесь.

Ритм в натюрморте

Если Вы решите написать натюрморт, то не следует ставить два предмета одинакового размера. Пусть один будет крупный, а другой маленький. Так, композиция станет динамичнее. А ещё лучше — это натюрморт из трёх предметов разного размера. Данная схема «беспроигрышная», так как образует интересный ритм, а в её основе лежит динамичный треугольник.

003 Ритм в композиции

Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц…)

Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, облаков и забора. Не ищите логической связи между ними — её нет. Просто так совпали примеры. Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным. Тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной. То же самое применимо к силуэтам облаков. Даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака (что является редкостью), то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить.., поразмышлять над размерами и т. д. А вот если мы вводим в рисунок забор в котором элементы однообразно повторяются, то тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже. Где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске или какие-то линии подчеркнуть, ослабить и т. п. Да, такое изменение интервалов мы вносим в рисунок от себя и оно может не соответствовать натуре. Но это должно быть в меру. В итоге композиция оживится и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный ритм.

004 Ритм в композиции

005 Ритм в композиции

006 Ритм в композиции

«Мелодия» в композиции

Подытоживая вышесказанное, добавлю, что чередование разных размеров в изобразительном искусстве, как чередование различных нот в музыке рождает, так сказать, «мелодию» в композиции. Получается некая «пульсация» элементов, в рамках той «мелодии», которую замыслил художник. И вариаций здесь можно придумать также много, как много существует различных музыкальных произведений.

Алексей Епишин

Читайте далее:

Ритм в пейзаже. Живопись маслом

Закон равновесия в композиции: рисунки, схемы, принципы

Нюансы компоновки: чего следует избегать?

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству