Нюансы компоновки: чего следует избегать?

Компоновка — это размещение элементов композиции в формате. Другими словами — распределение предметов в листе. Она зависит от композиционной схемы, творческой задумки художника. Но есть такие комбинации или сочетания, которые вызывают неприятные ощущения при зрительном восприятии рисунка. Я решил сделать подборку этих нежелательных композиционных решений, чтобы начинющие художники могли наглядно увидеть, чего следует избегать. Рассмотрим шесть таких вариантов компоновки в станковой композиции.

Расположение головы в портрете ровно по центру листа

001 Нюансы компоновки

Если в портрете изображается голова человека в три четверти или в профиль, то будет более выразительно, если располагать её не посередине листа. Со стороны лица лучше оставлять чуть больше пространства, чем со стороны затылка. Тут, конечно, нельзя устанавливать правило. Бывают такие композиционные решения, когда нужно сделать всё наоборот. Однако, чаще всего в классическом портрете с изображением одной фигуры оставляют больше пространства с той стороны, куда повёрнуто лицо. Это объясняется тем, что, психологически, человеческий взгляд не может упираться в стену, он должен куда-то устремляться. Поэтому та сторона рисунка в которую направлен взгляд, должна быть больше.

Зрительное совпадение элементов композиции несовместимых по смыслу

002 Нюансы компоновки

Для иллюстрации этой проблемы я нарисовал человека, смотрящего в бинокль, а также прохожих на улице. Человек стоит на балконе и устремляет взгляд куда-то вдаль. Между ним и людьми на тротуаре приличное расстояние. Но если нарисовать их таким образом, что бинокль будет касаться силуэтов людей, то это создаст ощущение, будто бинокль «упирается» в прохожих. Это всего лишь иллюзия и мы понимаем, что их разделяет пространство. Однако, ощущение нелогичности остаётся.

Один предмет ровно под другим

003 Нюансы компоновки

Представьте, что Вы рисуете натюрморт с натуры. Предметы в нём расставлены ритмично и интересно. Однако, Вам досталось такое место, откуда открывается не самый лучший вид. Например крынка и плашка расположились ровно друг под другом. Этот ракурс вполне реален, но некрасив. Что же делать? В таких исключительных случаях можно не следовать натуре на сто процентов, а чуть сместить один предмет относительно другого. Когда предметы выстраиваются в ряд, композиция лишается ритма. Поэтому такую компоновку лучше избегать.

Когда контуры предметов касаются друг друга

004 Нюансы компоновки

Ещё один пример неприятной для глаза компоновки — это когда контуры предметов касаются друг друга. Намного лучше, если один предмет чуть закроет другой. Или же можно нарисовать их на некотором расстоянии друг от друга.

Расположение главного объекта композиции строго в центре листа

005 Нюансы компоновки

Следующий пример — это когда композиция симметричная и в ней присутствует только один объект, расположенный по центру. Дело в том, что существует понятие геометрического центра и оптического. В первом случае центр находится на пересечении диагоналей листа. Во втором — чуть выше. Это объясняется тем, что визуально, геометрический центр кажется ниже и его хочется чуть приподнять. Поэтому, если мы что-то рисуем в центре листа, этот предмет следует изображать чуть выше буквального центра. То есть, мы как бы создаём некий пьедестал под предмет. Это иллюзия, которая делает композицию цельной и уравновешенной.

Когда элемент рисунка касается края листа

006 Нюансы компоновки

В композиции есть как главные элементы, так и второстепенные. У каждого из них своя роль и соответствующее расположение. В зависимости от творческого замысла, какие-то из них художник может увести за края листа (холста). То есть часть предмета уходит за край, а другая его часть остаётся в поле видимости. Такой приём вполне допустим. Но когда предмет расположен на краю рисунка таким образом, что его край совпадает с краем листа, то это выглядит некрасиво, создавая ощущение тесноты, смещения композиции, её неуравновешенности (как будто предмет прилип к краям). К тому же, в классике художники оставляют по краям листа пустое пространство для того, чтобы взгляд зрителя «входил» в картину, будто в тоннель. Поэтому лучше, либо оставлять расстояние от изображаемых объектов до края листа, либо частично уводить их за пределы рисунка (если это оправдано с точки зрения творческого замысла).

Алексей Епишин

Читайте далее:

Закон равновесия в композиции: рисунки, схемы, принципы

Ритм в композиции

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству